Магазины секонд-хенд – относительно новое явление для стран СНГ. В мире же эта система активно развивается уже больше века. Покупать одежду в таких магазинах не считается зазорным. Дело в том, что в большинстве стран мира не принято выбрасывать старые, но еще хорошие, вещи или отдавать их родственникам, знакомым, друзьям.

Кто сдает одежду в секонд-хенды



Первая категория людей – модники и шопоголики. Они сломя голову носятся по магазинам в поисках эксклюзивной вещи или аксессуара, но как только понимают, что недавняя покупка уже не в тренде, плохо сочетается с другими деталями гардероба или просто надоела, готовы отдать ее кому-либо. Есть еще люди-экспериментаторы. У них, как правило, хороший вкус, но они жить не могут без перемен. Примерно раз в год они полностью обновляют свой гардероб, меняя стили и преобладающие фасоны на нечто совершенно противоположное. Третья категория – экономные люди. Они готовы расстаться с частью своих вещей, но желают вернуть хотя бы часть их стоимости, а потому устраивают «гаражные распродажи» или сдают одежду в «секонды». Некоторые покупают товары по каталогам, но если вещь не подошла, им просто лень отправлять ее обратно производителю. Нередки случаи, когда брендовая качественная вещь покупается для какого-то конкретного случая, а затем за ненадобностью сдается в скупку. И наконец, всегда были, есть и будут такие, кто худеет, толстеет, меняет свои предпочтения и вынужден избавляться от многих юбок, платьев, брюк, курток, чтобы их жилище не превращалось в склад.

В Хельсинки (Финляндия) постоянно проживают около 600 тысяч человек. В городе более 50 магазинов секонд-хенд. Причем 3 самых крупных точки продажи уже ношеных вещей находятся в центре города. В Великобритании, Швеции и Голландии открытие даже крошечного магазина подержанных вещей (как одежды, так и книг, бытовой техники, мебели) сопровождается обязательным лицензированием. Деятельность компаний строго контролируется органами государственной власти. В Германии сбором ненужных вещей занимается организация «Красный крест». Они отдают одежду на сортировочные фабрики, которые платят определенную сумму за проделанную работу. В Испании на улицах часто можно заметить специальные контейнеры, в которые люди складывают надоевшую одежду.

Во многих магазинах на нераспроданные коллекции объявляются сумасшедшие скидки, но если какие-то вещи так и остаются невостребованными, они сдаются владельцами торговой точки в секонд-хенды


Английские школьники собирают одежду примерно по той же схеме, что и когда-то советские – металлолом и макулатуру. Примерно раз в месяц возле школы останавливается автомобиль с сортировочной фабрики, сотрудники которой регистрируют участников и раздают специальные пакеты. Через несколько недель они же приезжают, забирают собранное школьниками, взвешивают и выплачивают гонорар. Существует даже практика проведения соревнований по сбору поношенной одежды.

Если житель Европы решил сдать поношенные вещи, то одежда обязательно должна быть чистой, выглаженной и аккуратно сложенной, а обувь должна быть парной и связанной шнурками


Секонд-хенд как бизнес



Во второй половине прошлого века большинство европейцев по статистике имели такой уровень дохода, чтобы не просто регулярно покупать новую одежду, но и полностью обновлять свой гардероб каждый сезон. Кроме того, воспитание просто не позволяло выбрасывать хорошие вещи. Это главные факторы появления сортировочных фабрик и становления секонд-хендов как бизнеса.

Предприниматели быстро поняли, что на сборе ненужных вещей можно неплохо заработать. Рынок сбыта нашелся в странах с более низким уровнем жизни. Даже на поношенную одежду был спрос. В странах СНГ родилось утверждение: если нужна одежда с ровными швами и рукавами одинаковой длины, идите в секонд-хенд. Это неудивительно, ведь на рынки были просто завалены джинсами, юбками, брюками, сарафанами и пуховиками китайского производства, а одеваться в брендовых бутиках далеко не каждому по карману.

Существует и ряд некоммерческих организаций, занимающихся сбором б/у вещей. Их цель не заработать, а помочь нуждающимся. Часть поношенной одежды продается компаниям-сортировщикам, а часть реализуется в собственных секонд-хендах. На заработанные деньги покупаются продукты, предметы гигиены и лекарства, которые отправляются в беднейшие страны Африки. Некоторые общества вкладывают деньги в борьбу с раком и СПИДом.

Сортировка и классификация одежды



Собранные вещи поступают к фирмам-сортировщикам. Вся одежда проходит санитарную обработку. Сначала паром, а затем специальным газом (бромистым метилом) в течение 20 часов. Каждая продезинфицированная партия сертифицируется. Затем всю массу одежды сортируют по категориям: детская, мужская, женская, зимняя, летняя и так далее. Процесс сортировки контролируется трижды: первый раз на этапе поступления одежды, второй – после сортировки, третий – выборочно перед отправкой в магазины.

Все секонд-хенды в мире или одежду в каком-либо отдельно взятом секонд-хенде можно разделить на несколько типов:
1. Сток (stock) – абсолютно новая и никем не ношенная одежда и обувь.
2. Cream – б/у одежда и обувь без следов износа.
3. Extra или Lux – почти новая одежда и обувь.
4. 1-я категория – практически новая чистая и не рваная одежда и обувь.
5. 2-я категория – поношенные вещи с различными дефектами (пятна, дыры, без пуговиц или со сломанной молнией).
6. 3-я категория – ветошь.