Совет 1: Где самая большая библиотека в мире

Любая библиотека – кладезь мудрости и сокровищница культуры. Каждый, кто хоть раз был в библиотеке, наверняка испытывал невольный трепет: сотни томов, аккуратно разложенных по местам хранения, содержат в себе не только информацию о достижениях цивилизации, но и мысли многих поколений писателей. В особенности это относится к самому большому собранию книг в мире – Библиотеке Конгресса США.

История основания Библиотеки Конгресса

Основанная в начале XIX века, Библиотека Конгресса изначально была расположена в здании Капитолия в Вашингтоне. Но ее архивы постепенно росли и расширялись, поэтому позже она переместилась в другое здание. Свое второе название библиотека получила в честь Томаса Джефферсона. Именно его личное собрание книг составило основу библиотечного фонда.

Образована Библиотека Конгресса была в апреле 1800 года, когда американский президент Адамс подписал законодательный акт о переносе столицы страны в Вашингтон из Филадельфии. Один из пунктов закона предусматривал выделение средств, необходимых для приобретения книг, нужных Конгрессу. Было также выделено специальное помещение для книгохранилища, куда поначалу вход был открыт лишь высшим должностным лицам США.

Библиотека постоянно пополнялась новыми изданиями. К середине 60-х годов XIX столетия ее фонды составляли уже почти сотню тысяч томов. По тем временам это было, впрочем, не слишком много, если принять во внимание размеры крупных европейских библиотек. Вскоре правительство Соединенных Штатов приняло закон, согласно которому экземпляр любого нового издания, появившегося на территории страны, обязательно должен был передаваться в Библиотеку Конгресса.
В конце XIX века двери библиотеки открылись для простых граждан.

Самая крупная библиотека в мире

Впоследствии были отстроены три новых здания для Библиотеки Конгресса, два из них возвышаются на Капитолийском холме. На сегодняшний день в этом самом большом в мире хранилище книг содержится более ста тридцати миллионов единиц хранения, которые включают бумажные книги, рукописные работы, картографические материалы, ноты, фотодокументы, видео- и аудиозаписи. Поражает языковое разнообразие материалов библиотеки: здесь представлено около четырехсот семидесяти языков.

Получить доступ к фондам библиотеки может любой человек, которому исполнилось шестнадцать лет. Вот только пользоваться архивами книгохранилища можно лишь внутри помещений. А их немало: библиотека оборудована восемнадцатью читальными залами, где может поместиться почти полторы тысячи человек.
Лишь отдельные категории читателей имеют право выносить книги из здания. Это судьи Верховного суда, члены Конгресса США и некоторые другие официальные лица.

Каждый год Библиотеку Конгресса посещает более полутора миллионов человек. Чтобы обслужить читателей, библиотека располагает внушительным штатом сотрудников – их более трех с половиной тысяч. К услугам посетителей удобные читальные залы, в тишине которых можно спокойно погрузиться в чтение книг и изучение архивных материалов. Безусловно, Библиотека Конгресса – величайшее национальное достояние американского народа и объект культурного наследия.

Совет 2: Где и когда возникли первые публичные библиотеки

Библиотека, хранилище мудрости и свидетельств истории, сегодня словно рождается заново. Благодаря новым формам обучения библиотеки идут в ногу со временем, привлекают новых посетителей. Теперь в библиотеке можно не только взять на дом книгу или поработать в читальном зале, но и послушать лекцию, ознакомиться с выставкой, поучаствовать в мастер-классе. Когда-то на заре своего существования публичные библиотеки также пользовались огромной популярностью.
Публичными, то есть открытыми для общего доступа, библиотеки стали не сразу. В древности знание, закрепленное на определенном носителе, стоило очень дорого. Само знание было предназначено не для всех: лишь правители государств, жрецы и высшие чиновники умели читать. Носители информации - папирус, пергамент, глиняные таблички - также имели большую ценность вследствие трудоемкого процесса изготовления или дороговизны материалов.

Сокровища древних цивилизаций

Самой древнейшей из известных библиотек считается библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала. Она была устроена в столице государства Ниневии в VII в. до н. э., в царском дворце, и служила, помимо хранилища полезных знаний и литературных произведений, еще и государственным архивом. Эта огромная библиотека, подарившая исторической науке бесценные свидетельства жизни Древней Месопотамии, конечно же, не была публичной.

Знаменитая Александрийская библиотека в Египте, основанная в III веке до н.э., была более доступна для широкого круга посетителей. Являясь крупнейшей библиотекой в античном мире, она в современном понимании была больше похожа на академию или научный институт: здесь жили, занимались своими исследованиями и преподаванием ученые разных стран. В 237 году основное здание Александрийской библиотеки погибло в огне после череды нескончаемых войн и набегов римлян.

Греческое слово

У высокоразвитой цивилизации египтян греки позаимствовали форму папирусной книги-свитка, а потом и устройство крупных книгохранилищ. Само слово «библиотека» произошло от греческих слов «библио» - книга и «тека» - место хранения. Правитель Афин Писистрат собрал богатую коллекцию книг, которую потом подарил родному городу: так появилась первая публичная библиотека в Греции.

Римская культура берет свое начало в Древней Греции. Оттуда же пришла в Рим мода на частные библиотеки: многие политики, общественные деятели и просто богатые люди собирали книги в своих поместьях. Их книжные коллекции были открыты для друзей, учеников и почитателей.

Идеи Юлия Цезаря

Идея создания публичной библиотеки в Риме принадлежала Юлию Цезарю, который стал невольным виновником уничтожения части библиотеки в Александрии. Однако реализовать свой замысел Цезарь не успел: первая римская публичная библиотека была основана через пять лет после его гибели, в 39 г. до н. э. Гаем Ассинием Поллионом, в прошлом военным, а после общественным деятелем.

Публичная библиотека была создана на средства, полученные от военной добычи, и размещалась в храме Свободы в Атриуме. Первая общедоступная библиотека стала площадкой для чтения новых произведений, их критики и обсуждения, выступления ораторов. Создание такой библиотеки имело большое культурное значение: так к сокровищам литературы получили доступ те круги читателей, которые не могли позволить себе создавать свои личные библиотеки.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500