Формирование гармоничной и полноценной личности – процесс многогранный и очень интересный. Психологи уверяют, что его обязательно нужно рассматривать в нескольких разрезах и временных рамках, чтобы лучше понимать, что же послужило тем или иным фактором становления личности.

Факторы становления личности в детстве



Несмотря на то, что детство – самый беззаботный и веселый период, именно в это время развитие человека как личности максимально. Связано это с тем, что ребенок одновременно учится и взаимодействовать со всем миром сразу и отстаивать себя и свою позицию в нем. А это очень сложно для малыша, которому, например, исполнилось только 3 года.

Гармоничные люди получаются из тех детей, уверяют психологи, чьи матери окружали их теплом и заботой. Связано это с тем, что базовые потребности ребенка были удовлетворены по максимуму, в результате чего ему оставалось только направлять все свои усилия на общение с миром.
Не стоит путать понятие разумной и искренней любви с той, что призвана просто откупаться от ребенка подарками, едой и т.д. Во втором случае вырастить гармоничную личность не получится.


Эмоции, которые испытывает мать, также отражаются и на ребенке. Если мать довольна и находится в гармонии с собой, ребенок также будет расти гармоничным. Походы как беременной, так уже и родившей женщины по музеям, театрам и т.д. тоже способствуют правильному развитию психики ребенка. Ведь недаром именно классическую музыку предлагают слушать дамам в положении.

Следующим этапом в становлении ребенка как человека становится детский сад (конечно же, в тех случаях, когда малыш в него попадает). Здесь на характер влияет взаимодействие педагогов и родителей вместе. Если педагоги будут невнимательными и грубыми, у ребенка появится страх перед новым. В случае, если родители будут игнорировать малыша, он может замкнуться в себе.
Для воспитания из ребенка гармоничной личности родители не должны ругаться при малыше, обсуждать кого-либо, осуждать. И, конечно же, ни в коем случае не говорить плохо о детском садике.


Следующий этап становления личности проходит в юношестве. В основном это время попадает под школу. Здесь человек уже учится взаимодействовать с другими на более зрелом уровне. Его поступки становятся более осознанными, сам он более самостоятельным. И здесь уже на арену выступает социум. Родителям остается только позаботиться о том, чтобы качество этого социума было достаточно приемлемым.

Причем родителям обязательно нужно учитывать, что именно в этот период нужно держать со своим ребенком контакт, как ни в какой другой. Появляются друзья. И желательно также стать другом своему ребенку, чтобы понимать, что его волнует, чем он «дышит» и т.д.

Развитие личности в подростковом возрасте



Для подростков серьезным фактором становления личности может стать первый сексуальный опыт. Связано это с тем, что они учатся быть взрослыми, нести ответственность не только за себя. Не у всех это, естественно, получается. Но стоит стараться, чтобы можно было с уверенностью называть себя гармоничной личностью.

Развитие взрослого человека



Казалось бы, взрослому нужно меньше факторов для развития собственной индивидуальности. Ведь он опытный: многое знает и умеет. На самом же деле взрослым сложнее. На них оказывает влияние еще большее количество факторов, чем в детстве. А ведь взрослый – это уже сформировавшаяся личность, которой приходится ломать себя.

В роли факторов развития личности здесь выступают собственная семья: жена, дети, а позже и внуки, коллеги, друзья и многие другие, с кем человек контактирует. Причем ответственность на нем большая, ведь он уже взрослый и должен сам принимать все решения.

Общие факторы



К общим факторам развития личности можно отнести генетику, биологию и физические особенности человека. Ведь если человек здоров, он может горы свернуть. В случае если у него есть проблемы на генном уровне, это существенно урезает его возможности и т.д.

Создание полноценного и качественного индивидуума – это процесс кропотливый и долгий. И нельзя выделять какой-то один фактор, который, якобы, оказал влияние. Они действуют все по совокупности.