Совет 1: Как ребенку не стать изгоем

В любом коллективе, пожалуй, есть люди, которые держатся особняком. Они мало общаются с другими членами коллектива. Не участвуют в каких-то общих делах и развлечениях. И иногда бывает совсем непонятно, как они оказались в коллективе, с которым имеют так мало общего.
Школьный класс – это тоже коллектив. Подчас даже сложнее, чем взрослый. Ведь во взрослом коллективе все-таки соблюдаются требования этики. Что не всегда встречается в коллективах детских. Дети не умеют терпимо относиться к тем, кто для них непонятен или в чем-то отличается от них. Над таким ребенком могут не только шутить, но даже издеваться.

Подобной участи своему ребенку не желает ни один родитель. И любой родитель будет защищать своего ребенка от нападок других детей. Но иногда именно такая защита, переходящая в излишнюю опеку, служит лишним поводом для издевки над ребенком со стороны сверстников. Чаще всего такая преувеличенная опека встречается со стороны заботливых мам. Поэтому с самого раннего детства впечатлительные мамы должны научиться владеть своими эмоциями и порывами.

Нужно научиться спокойно смотреть на ссадины и шишки у мальчиков. Без паники относиться к ободранным коленкам и порванному платью у девочки. Не стоит из этого делать трагедию и бежать с криками искать виноватых. Хотя бы потому, что в большинстве случаев ребенок получает подобные повреждения в пылу игры, когда и он и его сверстники настолько увлечены, что не думают о сохранности носа и колен. И только вместе с чувством боли закрадывается чувство обиды.

Родителям следует посочувствовать ребенку, но без особых эмоций. Можно уточнить, что он чувствует в этот момент. Он обязательно отвлечется на осознание своих чувств и гораздо быстрее успокоится. Так родители приучают ребенка не зацикливаться на неудачах и неприятностях. А это умение очень пригодится в детском коллективе.

Еще одной причиной отделения ребенка от коллектива может являться неумение отстоять свою точку зрения. Так бывает с детьми, за которых все и всегда решают милые родители или заботливые бабушки и дедушки. Свободе и самостоятельности тоже нужно учить. Постепенно нужно предоставлять ребенку возможность выбора все в большем количестве ситуаций. Начать можно с мелких бытовых.

Ребенок, уверенный в собственных силах, всегда сможет отстоять свои права. И если такой ребенок и будет вне коллектива, то только по собственной воле. И никто его не сможет назвать изгоем, потому что, несмотря на обособленность, он непременно будет пользоваться уважением сверстников.

Совет 2: Как научить ребенка защищать себя

Маленькие дети выглядят беззащитными в общении со взрослыми, но только не со своими ровесниками. Здесь малыш разговаривает на равных и может проявить свои лидерские качества, например, отобрать игрушку. Что остается делать в этом случае ребенку, который по складу характера тихий и безотказный, готовый подчиняться капризам своего сверстника, решать родителям. Ведь именно родителям предстоит научить ребенка себя защищать.
Инструкция
1
Первый опыт общения с ровесниками дети получают уже в детском саду. Поэтому именно в это время важно, чтобы ребенок научился себя защищать, иначе он будет подвергаться насмешкам весь период дошкольного образования. Объясните ребенку, что он сам вправе выбирать, кому дарить игрушки, с кем общаться, кому помогать и т.д. Если же у него на силу отбирают его вещи, то здесь он должен ясно показать своему обидчику, что такое положение дел его не устраивает. Для этого, научите ребенка давать словесный отпор, как например: «В нашей семье не принято отбирать друг у друга вещи. Если ты хочешь поиграть с моей игрушкой, то попроси ее у меня, я тебе обязательно ее отдам на время».
2
В случае, когда слова не помогают разрешить неприятную ситуацию, и обидчик вашего ребенка начинает драться, то здесь поможет психологический метод «изоляции». Пусть ваш ребенок пригласит играть вместе с ним нескольких ребят, и они между собой договорятся не брать в игру обидчика. Для драчуна окажется суровым испытанием стать изгоем в среде своих товарищей. Если же в детском саду царит неприятная атмосфера, и вошли в традицию драки и колкие слова в адрес вашего ребенка, то лучше его перевести в другое детское учреждение.
3
Ни в коем случае, не давайте понять своему ребенку, что он - слюнтяй. Ребенок в своей семье, привычной для него среде, ищет поддержку и мудрого совета, как поступить в той или иной ситуации. Подбадривайте малыша, внушите ему, что он – самый лучший в мире малыш, и у него все обязательно получится. Покажите ему фильмы, где главный герой его возраста попадает в схожую ситуацию и пытается путем проб и ошибок выйти из нее победителем.
4
Если ребенок очень застенчивый, отведите его на тренинг или на специальные игры для коммуникационного общения детей, которые проводят психологи. Там ему специалисты помогут разобраться в себе и научат правильно отвечать обидчикам.
5
Еще большую уверенность в себе ребенок сможет получить в спортивных секциях (дзюдо, самбо, таэквандо). Там же он познакомится со своими единомышленниками, у него сформируется круг друзей, и на обиды неприятелей он уже не будет так «остро» реагировать. Ведь и физически он сможет дать им отпор, да и морально, так как он будет знать, что не один, и его настоящие друзья ждут на тренировке.
Видео по теме

Совет 3: Чем может грозить гиперопека со стороны родителей

Теплота и помощь, данная родителями – незаменима. Почему же иногда гиперопека может портить жизнь как детям, так и самим родителям?

Родительский инстинкт закладывает в человека непреодолимое желание заботиться о своём чаде с первых дней рождения. Новорождённый ребёнок, естественно, абсолютно беспомощен и не выживет без посторонней помощи. По мере взросления родительская помощь нужна всё меньше и меньше. Ребёнок постепенно учится самостоятельно одеваться, следить за своей гигиеной, учиться за себя постоять в конфликтах. В подростковом возрасте у человека начинает формироваться тот характер и те социальные навыки, которые останутся с ним на всю жизнь. И в этом возрасте нужна человеку родительская помощь и совет: «разговор по-мужски» сына с отцом, передача «женских хитростей» от мамы дочери. Словом, родительская помощь не оставляет нас до глубокой старости самих родителей.

К чему же может привести гиперопека со стороны родителей и как это происходит?

Угрозы раннего возраста.

В раннем возрасте чрезмерная опека наносит гораздо больше вреда, чем каком-либо ещё. Именно несмышленому ребёнку слишком заботливые родители вкладывают в голову идею «ты у нас лучше всех!». Именно тогда любящие мамаша и папаша несутся сломя голову к чаду при первой же малейшей опасности или прихоти. Ранний возраст (0-7 лет) чрезмерно опекаемого человека омрачается сложностями социализации и родительским ментальным насилием. Впрочем, психологическое насилие нередко перерастает в физическое. Как ни странно, физическое насилие против собственных детей применяют чаще всего одинокие матери, воспитывающие детей без отцов.

В школу такой ребёнок идёт с устоявшимся в его маленьком мирке системой ценностей : мама – центр Вселенной. Мама наказывает и хвалит, мама может всё. Я – лучше всех, ведь так сказала мама.

В школе такого ребёнка ждёт ужасное потрясение: в классе ещё два десятка таких же, которые «лучше всех». Здесь ребёнок сталкивается с жестокой реальностью: практически не имея навыков общения и поведения в социуме, он вполне может стать изгоем детского коллектива. Возможна и противоположная ситуация: имея формальную власть в классе (например, как отличник), чрезмерно опекаемый ученик не имеет реального авторитета и друзей среди сверстников.

Подросток и далее…

В подростковом возрасте кризис социализации углубляется: человек просто не научился основам взаимоотношений. Именно в возрасте 14-18 лет проявляется полнейшее отсутствие ответственности, безвольность, безынициативность. Ведь «любящие» родители с детства подавляли любую инициативу, они же решали все проблемы, пускай и несерьёзные.

При худшем варианте развития событий взрослый ребёнок может стать обузой для родителей до последних их дней. Не создав семью, не имея работы, такой человек останется навсегда с любимыми мамой и папой. И это – не психологическая абстракция. Оглянитесь вокруг : подобные семьи есть в каждом доме.

Совет 4: Как не стать жертвой насилия в школе

Популярный сайт You tube изобилует роликами, снятыми в стенах учебных заведений. Вот только на видео демонстрируются далеко не образовательные успехи молодого поколения. Одни школьники выкладывают видео драк и прилюдных унижений, а другие, не задумываясь, ставят «лайк», тем самым подтверждая, что, например, накинуться втроем на одного – это круто. Чтобы вдруг не оказаться на подобном видео в роли жертвы, необходимо знать некоторые правила поведения.

«Любой спор можно решить словами» - говорит мама Малышу в мультфильме про Карлсона. Однако слова иногда просто не успевают сорваться с губ – школьника могут внезапно сбить с ног.

Принцип: «Лежачего не бьют» в суровых реалиях школьной жизни не срабатывает. Бьют, и еще как. Поэтому первое правило выживания: подняться на ноги во что бы то ни стало. Можно использовать любой отвлекающий маневр: например, крикнуть не: «Ай, больно!» (это только усугубит положение), а: «Атас, менты!» или что-то в этом духе.

Второе правило: уметь защищаться. Жестокость – инстинкт первобытный, и соответственно защищаться от жестокости следует инстинктами (в данном случае, это инстинкт самосохранения): кусаться, царапаться, хватать за волосы, давить пальцами на глазные яблоки и прочее.

Не лишним будет запись на курсы самообороны. Основным направлением должно стать развитие умений выходить из захвата, правильно падать, опередить соперника ударом, вовремя поймать и обезвредить занесенную для удара руку соперника (с орудием или без) и т.д.

Третье правило: не стесняться убегать при первой же возможности. Какие бы ни были физические возможности ребенка, а одному справиться с толпой достаточно проблематично. 

Четвертое правило: быть активным в общении и не бояться заводить новых друзей. Как правило, одиночек бьют чаще всего. Это называется «синдром жертвы», когда ребенок подсознательно ставит себя против толпы: «Я не такой, как все», «Я не интересен сверстникам» и т.д. Подобное поведение идет из неправильных отношений в семье – завышенная требовательность, неуместная критика родителей.

Общительный и популярный школьник также вызывает зависть и желание свергнуть любимчика с пьедестала почета, но агрессоры побоятся выплеснуть на него свой гнев, так как знают, что у него есть друзья. Так что, чем больше верных друзей, тем лучше.

Пятое правило: ценить свою честь, жизнь и здоровье. Никто не вправе унижать человеческое достоинство и причинять физический/моральный ущерб. Уверенность в себе и своих силах – залог победы в любом деле.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500