Великие зарубежные скульпторы



Возникновение скульптуры относят к первобытной эпохе. Первые произведения связаны с трудовой деятельностью человека и его верованиями.

Первые великие скульпторы, чьи имена сохранились в истории искусства, были ваятели Древней Греции и Древнего Рима - Мирон, Фидий, Скопас, Поликлет, Лисипп, Пракситель. Их произведения обращены к свободным гражданам и во многом являются пластическим воплощением античных мифов. В образах героев, воинов, атлетов Олимпийских игр и богов воплощались идеалы гармонично развитой личности. Творчество этих ваятелей с наибольшей полнотой раскрыло гуманистическую сущность греческой скульптуры: красоты человеческого тела и утверждение значительности человеческой личности.


Настоящий расцвет этого вида искусства пришелся на Средние века. Донателло и А. Верроккьо сделали очень важный шаг вперед в создании свободно стоящих статуй, в это время совершенствуется техника бронзового литья и чеканки, используется техника майолики.
Из ваятелей эпохи Возрождения также выделяются Ж. Пилон и Ж. Гужон во Франции, А. Крафт и Ф. Штосс в Германии, М. Пахер в Австрии.


Одной из вершин эпохи Возрождения являются скульптуры Микеланджело, полные титанической мощи и напряженного драматизма. Его творения «Моисей», «Восставший раб» и «Умирающий раб», «Пьета» исполнены трагизма, пластической мощи и внутренней напряженности.

В конце 19 века взошла звезда великого французского скульптора Огюста Родена, создавшего яркие по силе эмоционального воздействия работы: «Граждане Калле», «Мыслитель», «Поцелуй».

Знаменитые русские скульпторы



В России было также немало известных ваятелей, оставивших заметный след в мировом искусстве.

С начала 18 века в отечественной культуре пробуждается интерес к крупной скульптуре. В это время утверждается классицизм, символом которого стал памятник Петру I в Петербурге ваятеля Этьена Фальконе, а также работы Карло Растрелли. До 1716 года он работал преимущественно во Франции. В России Растрелли участвовал в создании многих декоративно-скульптурных комплексов, в том числе в украшении петергофского Большого каскада. Ваятель тоже много работал над образом Петра I. Еще при жизни царя, в 1719 году, он снял с Петра маску и тогда же создал его восковой бюст.

В течение долгих лет Растрелли работал над монументом Петру I. В 1800 году конная статуя была воздвигнута перед Михайловским замком.

В 19 веке сформировалась академическая школа русской скульптуры, которую представила плеяда выдающихся мастеров: М. И. Козловский, Ф.И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут-Малиновский, И.П. Мартос, Ф.П. Толстой.

В середине 19 века творил знаменитый скульптор-анималист Петр Карлович Клодт, автор 4 скульптурных групп «Укротители коней» для Анненкова моста в Петербурге.
Советский павильон на парижской выставке был построен по проекту Иофина. Здание завершалось гигантским, поднятым на 33 метра, пилоном, который венчала скульптура Мухиной.


Ведущим мастером советской скульптуры была Вера Игнатьевна Мухина. Ее творчеству свойственна мощная архитектоника скульптурной композиции. Одной из самых известных работ скульптора является «Рабочий и колхозница», созданная для международной выставки «Искусство техника и современная жизнь», устроенной в Париже в 1937 году.