Петр и Павел



Существуют различные мнения об историчности святых апостолов Петре и Павле. В житиях святых их жизнь предстает как образец подвижничества и преданности идеям Христа.

По христианскому преданию, Павел был выходцем из обеспеченной семьи, принадлежавшей к еврейской диаспоре города Тарса. Первоначально его нарекли Савлом. Будучи фарисеем и римским гражданином он изучал языки, философию и юриспруденцию. Предположительно, Савл был среди тех, кто преследовал христиан и присутствовал при избиении камнями Стефана, первого христианского диакона и мученика.


Когда Савл ехал в Дамаск, чтобы продолжить преследования христиан, перед его глазами вспыхнул яркий свет, Савл упал с лошади и потерял зрение. Исходящий из света голос спросил его, почему он преследует Христа. В Дамаске посетивший город христианин Ананий вернул Савлу зрение и, окрестив, нарек Павлом. В последствие Павел стал выдающимся христианским миссионером и прославился своими исцелениями.
Католическая церковь считает Петра первым епископом римских христиан. Однако никаких исторических достоверных сведений о жизни Петра нет.


Святой Петр до встречи с Христом носил имя Симон и был рыбаком. Он и его брат Андрей стали первыми, кого Иисус Христос призвал следовать за ним и сделаться «ловцами человеков». Видя особую одаренность Симона, Иисус нарек его Петром, что в переводе с греческого обозначает «камень», и назвал первым из апостолов, основателем церкви и хранителем ключей от Царства Небесного.

После того как Иисус был предан и схвачен, прежде чем пропел первый петух, Петр трижды заявил, что не имеет никакого отношения к человеку из Назарета. Так сбылось предсказание Христа. Но затем Петр раскаялся и вместе с Павлом принял мученическую смерть 29 июня 67 года. Из-за этого Петр и Павел вошли в историю неразлучно, а в христианском народном календаре слились в один образ. День их памяти 29 июня по старому стилю или 12 июля (по новому) в народе именуют одним словом «Петровки».

Петров день



День первоверховных Петра и Павла первоначально был введен в Риме, где епископы объявили себя наследниками апостола Петра. Затем праздник распространился и в другие европейские страны.

На Руси он совпал по времени с началом сенокоса и вошел в быт как определенная веха в сельскохозяйственном цикле. Это дало ему возможность прижиться в крестьянском быту.
Обычай устраивать совместную трапезу на Петров день повелось исстари. По преданию, однажды из леса в село забежал олень. Его приняли за дар божий, закололи и съели всем миром.


В преддверии праздника церковь установила многодневный строгий пост, создающий определенный психологический настрой у верующих. На Петров день обильно разговлялись. Заранее выбирали подходящего барана, затем его всем миром выкупали, и бывший хозяин барана откармливал его специально к Петрову дню, а в праздничное утро барана закалывали и устраивали «братчину».

В верхневолжских селениях баран заменялся бычком, также купленным в складчину. Заколотого бычка варили в нескольких котлах на сельской площади и после обедни в церкви во главе со священником устраивали «мирское» угощение.