Совет 1: Самые известные произведения Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт является известнейшим во всем мире композитором классической музыки. Вся его жизнь была связана с музыкой, первое произведение было написано маленьким Амадеем в 5 лет, последнее – на смертном одре. Моцарт прожил всего 36 лет, но за это время он создал 652 произведения, многие из которых стали поистине великими.
Возможно мир не узнал бы об Амадее Моцарте, если бы его отец Леопольд не был музыкантом и не разглядел вовремя талант мальчика. Однако, по мнению большинства, Моцарт не был бы тем, кем он стал, если бы не особая связь между ним и Богом. Амадей не просто писал божественные воспроизведения, он создал собственный неповторимый стиль, на который не накладывается отпечаток времени.

«Свадьба Фигаро» - вершина оперных произведений

Среди музыкальных произведений Моцарта наибольшей популярностью пользуются оперы, как классические, так и комические. За всю жизнь Амадей написал более 20 опер, среди которых такие жемчужины искусства, как «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Школа влюбленных», «Похищение из Сераля» и, конечно же, «Свадьба Фигаро».
Амадей не желал иметь постоянной работы, таким образом, он в любой момент мог поучаствовать в любом интересном ему проекте. Благодаря такой системе и появилось большинство произведений Моцарта.

Музыку к «Свадьбе Фигаро» Моцарт сочинял 5 месяцев, начиная с декабря 1785 года. Премьера оперы состоялась 1 мая 1786 года в Вене, несмотря на то что многие этого не желали. Сальери и многие из придворного театра графа Розенберга по репетициям поняли, что «Свадьба Фигара» - шедевр более высокого уровня искусства. Они всячески пытались отсрочить премьеру, боясь после нее потерять собственный авторитет.

Премьера действительно принесла Моцарту победу, несмотря на то что «Свадьба Фигаро» была некоторое время запрещена из-за содержания. Эта победа за последние 2 века не только не поблекла, но и еще больше засияла.

«Реквием» - последнее произведение Моцарта

В 1791 году с Моцартом анонимно связался таинственный заказчик, предложивший написать реквием, который прозвучит на похоронах его скончавшейся жены. На этот момент Амадей уже страдал от неизвестной тогда болезни и решил принять предложение в качестве последнего своего заказа. Многие считают, что подсознательно Моцарт писал реквием для собственных похорон.
Несмотря на свою музыкальную гениальность, Моцарт не умел грамотно вести свои финансовые дела, поэтому его благосостояние постоянно менялось: от шика и блеска до абсолютной нищеты.

К сожалению, великий композитор не успел закончить свое последнее произведение, он умер, не дописав его. По просьбе его жены Констанции произведение было закончено одним из учеников Амадея – Францом Зюссмайером и передано заказчику. Позже выяснилось, что последним клиентом Моцарта оказался граф Франц фон Вальзег, который любил выдавать чужие произведения за свои собственные, что он и сделал, присвоив посмертный шедевр великого композитора себе.

Позже Констанция смогла опознать произведение собственного мужа и правда восторжествовала. Однако история с «Реквием» так и осталась не ясной до конца: известно, что большая часть произведения была написана Моцартом, но вычислить, что именно добавил его ученик, так и не удалось. Но, несмотря на это, «Реквием» - величайшее произведение, одна из самых трогательных работ Моцарта.

Совет 2: Как исполнять Моцарта

Моцарт – австрийский композитор, родом из Зальцбурга, один из основоположников венской классической школы. Помимо исполнительских достижений, стал новатором и реформатором оперы: это один из первых композиторов, начавших писать не на итальянском языке, а на немецком.
Вам понадобится
  • - музыкальный инструмент;
  • - базовые навыки исполнения;
  • - учебно-методические пособия, ориентированные на исполнение на конкретном инструменте.
Инструкция
1
За свою короткую жизнь - всего 35 лет - Моцарт успел оставить след во всех жанрах, сформировавшихся к тому времени: кантаты, сонаты, оды, духовно-хоровая музыка, симфонии, камерно-инструментальные произведения, вокальные произведения и прочее. Но главное место в его творчестве занимают музыкально-драматические произведения на родном языке.
2
Ранние произведения Моцарта характеризуются легкостью и веселостью. При сопоставлении с биографическими фактами эта жизнерадостность становится понятной: австрийский вундеркинд успешен, ему рукоплещет вся Европа, его музыку слушает император. Но неудачи накладывают свой отпечаток. Со временем музыка Моцарта приобретает оттенок трагичности, а взгляд лирического героя меняется с беззаботного на философски-отстраненный.
3
Однозначного ответа на вопрос, как играть Моцарта, нет, и дело не в противоречиях среди педагогов и исполнителей, а в инструменте, для которого написана музыка. Чтобы освоить тонкости исполнения на конкретном инструменте, будь то фортепиано, скрипка или флейта, обращайтесь к опытному педагогу. В любом случае без его помощи музицирование превращается в механическое воспроизведение нот и не передает ни духа эпохи, ни настроения композитора.
4
Читайте труды по методике игры на своем инструменте. В частности, особенности исполнения клавирных произведений Моцарта изучал известный педагог Г. Нейгауз. Он обращал внимание своих учеников на педализацию и добивался короткой прямой педали (строго на сильную долю и быстрое снятие). Исполнители моцартовских произведений на других инструментах обращаются к мастерам своей сферы.
5
Однако есть и общие черты, которые важно учесть при исполнении на любом инструменте. Штрихи исполняются по правилам классической школы. Так, форшлаги и другие украшения начинаются на сильную долю (для сравнения в романтической музыке они играются как бы их затакта). Лиги, объединяющие парные ноты, играются с ударением на первую ноту и «отскоком» на второй (аналогично ударению на первый слог и легкому безударному). Причем неважно, играется ли первая нота лиги на сильную долю или на слабую (хотя, как правила, синкоп в музыке Моцарта нет).
6
Гаммообразные пассажи, демонстрирующие виртуозность и беглость исполнителя, достойны отдельного внимания. Разучивайте их в медленном темпе, следя за ровностью длительностей и динамики. Несмотря на сложность, эффект от их исполнения должен быть таким же, как и музыка Моцарта - легким, воздушным, будто вы не прилагаете усилий.
7
Музыка Моцарта изобилует хрестоматийными ходами: золотыми секвенциями, золотыми ходами валторн и т.д. Подчеркивайте их, делая рельефными, но не перекрывайте ими мелодию.
Источники:
  • Нотный архив Бориса Тараканова

Совет 3: Какие произведения писал Моцарт

Австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта природа наделила феноменальным музыкальным дарованием. За короткую жизнь, с раннего детства переполненную выступлениями на концертах, гениальным музыкантом было создано очень много произведений разных жанров.
Инструкция
1
Музыкальный мир Вольфганга Амадея Моцарта представляется слушателям с разных сторон: в нем скрыты недосягаемые тайны и предельно ясно ощущается окружающая действительность, он уносит в космические дали и существует неотделимо от человека.
2
Талант музыканта Моцарт унаследовал от своего отца, придворного скрипача и композитора, под умелым руководством которого развивались музыкальные способности детей. Гениальность мальчика проявилась уже в четырехлетнем возрасте: он стремительно овладевал искусством игры на нескольких музыкальных инструментах, даже сочинял музыку. Во время гастрольных поездок отца выступления сестры клавиристки и брата, певца, музыканта, дирижера и импровизатора, вызывали бурный восторг у публики.
3
В четырнадцатилетнем возрасте он уже обладатель папского ордена «Золотой шпоры», член Филармонической академии в итальянском городе Болонья.
4
Многочисленные поездки предоставили Моцарту возможность познакомиться с музыкальными произведениями разных стран и композиторов, помогали осваивать разные жанры музыки.
5
Первые симфонии появились у маленького композитора после знакомства с немецким известным сочинителем музыки Бахом, а в двенадцатилетнем возрасте талантливый Вольфганг получает музыкальные заказы. Но столичные европейские дворы не обратили внимание на одаренного юношу, и Моцарту пришлось исполнять должность концертмейстера при дворе родного города Зальцбург. Это время создания духовной музыки, развлекательных пьес, к которым он обращался и в своем дальнейшем творчестве. Многие любители классической музыки знают переполненную юмором «Маленькую ночную серенаду». В огромном ряду произведений, созданных композитором, высоко стоит передающая мятежное настроение эпохи «Бури и натиска» Симфония соль минор №25.
6
Симфонии для скрипки, клавирные сонаты, постановки опер – музыкальное наследие, оставленное Моцартом до прибытия его в Вену. Венский дебют композитора, произведение «Похищение из сераля», был высоко оценен, но в дальнейшем заказы на оперы поступали нечасто.
7
Главные творения Вольфганга Амадея Моцарта – оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан». Опера «Волшебная флейта», воспевающая светлое и разумное, исполненный скорбным чувством незавершенный гением Реквием – последние творения великого композитора, навсегда оставшиеся бессмертными.
8
Художественные интересы композитора, по-новому глубоко и серьезно воплощенные, формировались под воздействием произведений Баха, Генделя, Гайдна.
9
Музыка талантливого композитора приобретала глубоко индивидуальные черты, становилась совершенной, а в венском дворе он был необходим только как создатель танцев для проведения маскарадов.
10
Смерть Вольфганга Амадея Моцарта была внезапной и давала немало поводов для существования домыслов об отравлении гения (здесь уместно вспомнить трагедию А. Пушкина «Моцарт и Сальери»).
11
Для последующих поколений творческое наследие Моцарта является неподражаемым образцом музыкального искусства. Художественный мир великого композитора населяют самые разнообразные персонажи, передающие особенности человеческих характеров. От произведений веет духом событий, совершающихся в эпоху жизни гения, главным из которых является Великая французская революция.
12
Согласно исследованиям медиков и психологов, музыка Моцарта способна излечивать людей от разных болезней, так как она обладает положительной энергетикой. Особенный эффект музыка австрийского композитора производит на детей, оказывая плодотворное действие на их психику и интеллект.
Источники:
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Музыка Моцарта. Лечение и улучшение мозговой активности
Кто такой Моцарт
Связанная статья
Кто такой Моцарт
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500