Совет 1: Что делать, если работодатель не выдает трудовую книжку

Трудовая книжка является документом, подтверждающим трудовую деятельность человека. Без неё работник фактически не может претендовать на достойную должность и приличную зарплату. Работодатель иногда пользуется этим и шантажирует работника, удерживая его трудовую книжку.
Инструкция
1
Сотрудник имеет право получить свою трудовую книжку в день увольнения. Но следует учитывать, что работодатель может задержать выдачу книжки, если не совпали последний день работы сотрудника с днем его увольнения, например, в случае увольнения за прогул. Если сотрудник не смог получить трудовую книжку в день увольнения, он может предоставить работодателю позднее заявление с просьбой предоставить трудовую книжку. В этом случае работник должен получить её не позднее 3 рабочих дней с момента предоставления заявления.

2
Для привлечения работодателя к материальной ответственности сотрудник должен обратиться в суд с исковым заявлением об истребовании трудовой книжки и взыскании неполученного заработка. Кроме того, работник может просить суд взыскать с компании компенсацию морального вреда. Иск необходимо подавать в районный суд по месту нахождения работодателя. Следует учесть, что с подобным иском можно обратиться в течение 3 месяцев с того момента, когда работодатель должен был выдать трудовую книжку.
3
К административной ответственности за задержку выдачи трудовой книжки организацию могут привлечь прокурор или государственный инспектор труда. Поэтому работник, в случае удержания трудовой книжки, может обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда или в прокуратуру. Согласно нормам законодательства об административных правонарушениях должностным лицам может быть назначен штраф в размере от 1000 до 5000 рублей либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрена ответственность в виде штрафа и приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Совет 2: Как заполнять обходной лист

Очень часто в силу служебной необходимости работник пользуется материальными ценностями или денежными средствами, взятыми «под отчет», которые ему выдает работодатель. При увольнении он обязан сдать все лицу, несущему материальную ответственность. С этой целью на предприятиях используется, так называемый, «обходной лист», в котором ставятся отметки об отсутствии задолженности.

Что такое «обходной лист»

Трудовые взаимоотношения в полном объеме регулируются Трудовым кодексом РФ, но в нем такое понятие, как «обходной лист» отсутствует, а процедура увольнения подробно описывается в ст. 84, часть 1. Упоминание о нем встречается, правда, в некоторых подзаконных актах, которые касаются трудовых правоотношений в государственных органах. В любом случае, для коммерческой структуры требование заполнения обходного листа при увольнении незаконно.

Однако на основании статьи 22 ТК РФ, обязывающей работодателя обеспечить работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей, многие работодатели оговаривают условие заполнения обходного листа при увольнении локальным нормативным актом. Поэтому при увольнении вам могут предложить заполнить этот документ, обойдя перечисленные в нем структурные подразделения своей компании. Подпись материально ответственного лица, представляющего это подразделение, подтверждает, что никаких материальных претензий к вам не имеется – вы их или уже вернули, или представили отчет об их использовании.

Как подписать обходной лист

Конечно, если вы увольняетесь в результате конфликта с работодателем или вы просто очень принципиальный человек, предпочитающий строго следовать букве закона, вы имеете полное право отказаться от заполнения этого листа. Работодатель, в свою очередь, не имея законного права требовать его от вас, обязан полностью рассчитаться с вами и выдать на руки трудовую книжку в день увольнения. Любые его действия, нарушающие установленный законом порядок увольнения, вы легко можете обжаловать в суде, получив не только компенсацию за лишение вас права на труд, но и компенсацию за моральный ущерб.

Но, чтобы не портить сложившиеся хорошие отношения, вы можете без всякого труда заполнить обходной лист, тем более что делать это вы будете в рабочее, оплачиваемое работодателем, время. Бланк обходного листа вы можете получить в отделе кадров, а порядок его заполнения должен быть установлен в том локальном нормативном акте, который был принят работодателем на основании ст.22 ТК РФ. В обходном листе подписи материально ответственных лиц оформляются, как правило, в виде таблицы. В ней указано название подразделения и фамилия матответственного, который должен завизировать документ. Обойдите все перечисленные подразделения и соберите подписи, а затем отнесите заполненный обходной лист в отдел кадров.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500