Совет 1: Что такое конформизм

Термин «конформизм» произошел от латинского “conformis” – «подобный, похожий», и означает тип поведения, при котором личность меняет свои убеждения и нравственные установки в зависимости от давления социальной группы, действительного или мнимого.
Различают два типа конформизма: внутренний и внешний.

Внутренний конформизм характеризуется искренним отказом от собственных убеждений и заменой их взглядами, принятыми в группе. Внешний конформизм – это декларируемое согласие с мнение большинства при внутренней убежденности в собственной правоте. Такое поведение иногда образно называют «фигой в кармане».

Как доказали исследования американских социологов Соломона Аша и Стенли Милгрема, уровень конформизма в разных социальных группах приблизительно одинаков. Особенно впечатляет эксперимент Милгрема, в котором испытуемые демонстрировали готовность причинять сильную боль другому участнику, если на этом настаивал руководитель эксперимента. Пытка электрическим током была правдоподобной имитацией, но подопытные считали, что действительно выполняют обязанности палача.

Исследования проводились в Йельском университете, затем в Бриджтауне в штате Коннектикут. Эксперимент повторяли европейские ученые. Результаты оказались теми же: более половины испытуемых готовы были причинять другому участнику боль, граничащую с опасностью для жизни.

Участники эксперимента были обычными людьми, разного социального положения и достатка. Они чувствовали сильнейший дискомфорт, причиняя страдания человеку, однако повиновались указаниям руководителя. При малейшей возможности испытуемые саботировали свои неприятные обязанности, но напрямую отказались их выполнять, на разных этапах эксперимента, только 35% участников.

Милгрем хотел выяснить, почему население Германии добросовестно принимало участие в работе гигантской машины смерти в концентрационных лагерях. Он пришел к выводу, что причиной тому – глубоко укоренившееся в обществе убеждение в необходимости подчиняться авторитетам и начальству.

Однако отказ от собственного мнения так же плох, как и агрессивный нигилизм, т.е. отрицание моральных и нравственных норм. Конформность (способность человека усваивать правила поведения социума) необходима для нормального развития общества.

Совет 2: Что такое конформист

Большинству людей приходится значительную часть жизни проводить в коллективе. Работая бок о бок с другими людьми, человек должен приспосабливаться к требованиям группы и принимать во внимание интересы других людей. Но если член группы чрезмерно податлив чужому влиянию и способен менять свое поведение под давлением коллектива, его называют конформистом.

Что такое конформизм

Мало кому удается полностью освободиться от группового влияния. Коллектив очень часто оказывает воздействие на своих членов, заставляя их считаться с групповым мнением, учитывать общие интересы. Нередки случаи, когда группа подвергает испытанию духовные ценности человека, пытается изменить его установки. Есть те, кто сознательно или неосознанно сопротивляется такому влиянию, отстаивая свое право на индивидуальность. Другие склонны проявлять конформизм и менять свое поведение в угоду коллективу.

Термин «конформизм» происходит от латинского слова, имеющего значение «подобный». Это понятие и обозначаемое им явление могут иметь как негативный, так и положительный смысл. Склонность к конформному поведению обеспечивает сохранение групповых традиций и помогает сохранять эффективное взаимодействие внутри коллектива. За счет конформизма группа обретает стабильность и становится устойчивой к влиянию разрушительных внешних факторов.

Конформизм как способ приспособления к среде

Конформное поведение может быть явным и замаскированным. Это качество личности обычно проявляется в нежелании предпринимать самостоятельные шаги, в пассивном приспособлении к уже готовым решениям, предлагаемым формальными или неформальными лидерами. Конформист легко меняет свое мнение в угоду чужим интересам, хотя это может влиять на его самооценку.

Конформному поведению противостоит индивидуализм, который проявляется в демонстрации собственных убеждений и следовании самостоятельно выработанным нормам поведения, часто идущим вразрез с общепринятыми. Если конформизм снижает вероятность конфликтов внутри группы, то индивидуализм нередко становится их причиной. Многие лидеры любят конформистов, а к тем, кто активно отстаивает свою независимую точку зрения, относятся с раздражением.

Конформист может проявлять уступчивость в ответ на воображаемое или вполне реальное давление группы. Бывает, что человек внутренне не согласен с позицией коллектива, но внешне выражает свое положительное отношение к предлагаемым решениям. Такой конформизм называют внешним. Стремление быть уступчивым определяется желанием избежать возможного порицания или заслужить награду. Бывает и искренний конформизм, когда член группы уверен в том, что он присоединяется к мнению других по своим собственным убеждениям.

Уровень проявления конформизма зависит от конкретной ситуации и от того, насколько сильно навязываемое группой решение задевает интересы человека. Чаще всего человек склонен к конформизму, когда не чувствует себя достаточно компетентным в каком-либо вопросе и не уверен в своих убеждениях. Чем легче ситуация, тем в меньшей степени человеку свойственно принимать чужую точку зрения.
Видео по теме
Источники:
  • Эксперимент Милгрема
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500