Первые опыты по созданию дирижабля



Считается, что первым идею дирижабля предложил французский военный инженер Менье. Изобретатель предполагал выполнить летательный аппарат в виде эллипсоида, оснащенного тремя пропеллерами. Для приведения пропеллеров в действие должна была применяться мускульная сила нескольких десятков людей. Регулировать высоту подъема воздушного судна Менье предполагал, изменяя объем газа в оболочке аэростата.
Проект Менье, разработанный в 1783 году, не был осуществлен, поскольку в те времена не существовало подходящего двигателя для аэростата.


Прошло более полувека. И вот паровозный машинист Жиффар позаимствовал идею Менье и воплотил ее в жизнь. Ему помогло также знакомство с работами парижского часовщика Жюльена. Будучи мастером на все руки, Жюльен решил снабдить неуправляемые аэростаты особым механизмом. Часовщик изготовил трехметровую модель дирижабля, внутрь которой поместил пружинный часовой механизм. Пружинка лихо вращала два винта, расположенных по бокам аэростата, по виду напоминавшего веретено. Игрушка Жюльена успешно летала под потолком его мастерской.

Жиффар вскоре прослышал об удивительном игрушечном приспособлении своего соотечественника и поспешил познакомиться с часовщиком-изобретателем. Оценив суть идеи, Анри Жиффар приступил к делу. При изготовлении своего дирижабля паровозный машинист невольно скопировал идею Менье, повторив его изобретение.

Дирижабль Анри Жиффара



Дирижабль Жиффара имел более 40 метров в длину и был оснащен паровой машиной. Заостренный с обоих концов аэростат был покрыт сеткой, к которой внизу крепилась деревянная балка. К середине балки мастер подвесил площадку, где установил паровую машину и винт с тремя лопастями.
Двигательная установка могла развивать мощность в три лошадиные силы, что было по тем временам большим достижением.


К середине 1852 года конструкция Жиффара была практически готова. 24 сентября того же года изобретатель осуществил первый полет на дирижабле, взлетев с парижского ипподрома. Присутствовавшие на демонстрации зрители с удивлением увидели, как дирижабль двинулся по воздуху не по воле ветра, а в том направлении, которое выбрал сам пилот («Дирижабли», М.Я. Арие, 1986).

Первый дирижабль был, конечно, очень несовершенным устройством. Оказалось, что мощность двигателя не позволяла ему двигаться против сильного ветра. Но Жиффару удалось разворачивать аппарат в воздухе и идти перпендикулярно ветру. Высота подъема составила более полутора километров. Так была предпринята первая удачная попытка построить аэростат управляемого типа, что положило начало новому этапу в воздухоплавании.