Совет 1: Пантеон славянских богов

В отличие от мифов Древнего Египта или Древней Греции, мифология славян изначально не была связана с письменной традицией. Легенды передавались из уст в уста, а редкие записи о славянских верованиях принадлежат перу христианских миссионеров или относятся к более поздним эпохам. Поэтому пантеон славянских богов в современном представлении основан на различных научных гипотезах и часто является предметом споров.

Верховные боги


Ученые так и не сошлись во мнении кого именно считать «центральной» фигурой славянских мифов. По мнению одних, «главным» божеством славян являлся бог небесного огня, бог-кузнец Сварог. Другие склоняются, что основные роли в славянском пантеоне играли бог-громовержец и Перун и его вечный соперник «скотий бог» Велес. Согласно некоторым мифам Велес не только покровительствовал сельскому хозяйству, но и являлся богом загробного мира, он же называется богом мудрости, чьими «внуками» являются сказители. Есть версия и о том, что верховное славянское божество было триедино и носило имя Триглава. Состав «божественной троицы» также камень преткновения среди ученых мужей. Здесь есть предположения и о том, что в нее входили три вышеупомянутых бога, и то что это были Сварог, Перун и Даждьбог – бог солнца, дающий богатство и власть. Иногда третьим называют Световида – бога плодородия и, одновременно, войны. Не стоит забывать и о том, что богом- создателем в славянской мифологии также является Род, а богиней-матерью – Рожаница. Сыновьями Рода называют уже упомянутых Сварога, Велеса и их младшего брата - Крышеня, бога, отвечающего за светлое начало и за связь между миром богов и людей.
Первое письменное упоминание Сварога, как верховного божества, относится к XV веку. О нем пишут в Ипатьевской летописи.


Другими важными божествами для славян были Ярило и Морена (Морана). Ярило олицетворял весну и возрождение, сестра же его, и одновременно жена - Морена – зиму и умирание. Согласно мифам, оба этих бога – дети Перуна, родившиеся в одну ночь, но мальчика похитил Велес и увлек в загробный мир. Каждую весну Ярило возвращается в царство живых и празднует свадьбу с Мореной, принося природе возрождение. Брак между этими братом и сестрой, по верованиям славян, приносит мир и плодородие. Однако после сбора урожая, осенью, Морена убивает своего мужа и он возвращается обратно в велесово царство мертвых, она же стареет и к концу зимы умирает, чтобы с начало нового года возродится вновь. Миф о Яриле и Морена – циклический, объясняющий смену времен года. Борьбой же между Перуном и Велесом объясняли славяне происхождение грома и молний. Причина, по который бог-громовержец преследовал обернувшегося змеем Велеса, также предмет спора между учеными. Раздор произошел либо из-за кражи скота (небесных туч и связанной с ними воды), либо из-за похищения жены – Солнца (так, якобы славяне объясняли смену дня и ночи).
Свадьба между Ярилой и Мореной празднуется на Ивана Купала, в день летнего солнцестояния.


Другие боги славянского пантеона


Из-за отсутствия единой общепринятой концепции, «сферы влияния» славянских богов сложно разделить. Так богиней любви в разных источниках называется, как Леля, делящая с Ярилой титул «весеннего» божества, так и Лада – божество «летнее», покровительница брака. Богиня любви и Жива, тоже отвечающая за плодородие. «Женской» богиней называют Макошь (Макос), она же вместе с дочерями Долей и Недолей судит о судьбе человека. Чернобог, как и Велес, управляет миром мертвых, Навью, его антипод – Белобог царит над миром живых, Явью.

Чтобы представить себе единую, стройную картину славянского пантеона, следует отказаться от научной точки зрения. Именно так поступают неоязычники, чьи верования базируются на «Книге Велеса», якобы написанной по утерянным деревянным табличкам IX века и объявившейся во второй половине XIX века. Ученые считают велесову книгу фальсификацией, а славянскую мифологию - тайной за семью печатями, полем для догадок и предположений.

Совет 2: Что такое ведизм

Существует версия, что в глубокой древности на Земле была единая ведическая культура, объединявшая представителей разных рас и национальностей. Все они общались на едином языке – «санскрите». Согласно этой версии, именно из ведической культуры вышли все современные культуры и традиции.

Индийский ведизм


Ведизмом принято называть раннюю форму индуизма, чьи основные постулаты были изложены в священных книгах – Ведах. Однако академическая наука трактует понятие «ведизм» слишком односторонне – как языческую религию, для которой характерно обожествление сил природы, магические обряды и жертвоприношения.

Между тем, корень «вед», от которого происходят слова «ведизм» и «Веды», несет значение «знать», «знание». В русском языке этот корень встречается в словах «ведать», «ведьма», «ведунья». Таким образом, Веды – это книга знаний, изложенных специфическим, поэтико-метафорическим языком. Ведизм представляет собой целостное знание о принципах гармоничного функционирования Вселенной, которое выражалось в представлении о взаимодействии космических сил. Он говорит о взаимосвязи человека с космической силой, богами и духами предков. Ведизм рассказывает людям о том, как устроен мир и каково место в нем человека. Согласно ведическим представлениям, жизнь есть не только на Земле, но и на планетах других звездных систем.

Во главе ведического пантеона стояли Варуна – бог Неба, Индра – бог дождя и грозы, Агни – бог огня и Сома – бог Луны и опьяняющего напитка.

Славянский ведизм


Существует и понятие «славянский ведизм», обладающий сходными представлениями о строении Вселенной. В понимании древних славян, космические силы воплотились, прежде всего, в представлении о богах. Обширный пантеон славянских богов был описан в «русских Ведах» - так называемой «Велесовой книге». Во главе этой системы стоит образ Великого Триглава, вобравший в себя сразу трех богов - Сварога, Перуна и Свентовида. Сварог почитался как верховный бог, творец и создатель Вселенной. Перун был богом грозы, грома, молнии и небесного огня. Свентовид считался богом света (в значении «весь белый свет»).

Славяне называли себя детьми и внуками богов, их предки славили богов (отсюда и название – славяне). А потому славяне, наравне с богами, брали на себя ответственность за состояние окружающего мира.

Есть мнение, что славянский ведизм, известный также под названием пра-ведизм, т.е. праведная вера, предшествовал ведизму Индии и Ирана. При этом «православными» славяне называли себя задолго до принятия христианства. Общность ранних форм религии подтверждает существующую гипотезу об общности происхождения индоевропейских народов.

Совет 3: Кто считается богом смерти у славян

Функции бога смерти приписывались разным представителям славянского пантеона. Чаще всего им считался зловещий Чернобог, с которым иногда отождествлялся Велес. Зато существовала богиня смерти Морана.
Чернобог в понимании древних славян был самым ужасным из божеств, олицетворявшим все мыслимые бедствия и злоключения. Считалось, что он с головы до ног закован в железную броню. Потому и его идол был изготовлен не из традиционного дерева, а из железа. Преисполненное ярости лицо Чернобога внушало людям непреодолимый страх, в руках он держал копье, что символизировало постоянную готовность нанести удар.

Храм Чернобога возвели из черного камня, а перед идолом был установлен жертвенник, на котором всегда дымилась свежая кровь. Зловещий бог постоянно требовал человеческих жертв, которыми, как правило, становились захваченные в сражениях пленники или рабы. В трудные времена для выбора жертвы приходилось бросать жребий среди местных жителей. Несмотря на то что Чернобога боялись и ненавидели, он считался единственным божеством, способным предотвратить наступление войны и другие страшные бедствия.

«Скотий бог» Велес первоначально был вполне безобидным покровителем лесного зверья и домашнего скота. Однако позднее его стали считать грозным повелителем нави – славянского царства мертвых, недаром князь Владимир распорядился поставить его идол на подоле – в нижней части Киева. После принятия христианства Велеса стали отождествлять с Чернобогом. Поскольку его идол мог быть увенчан рогами, а в руке он держал мертвую человеческую голову, авторы христианских трактатов о язычестве считали его непосредственным воплощением дьявола.

Женский лик смерти нашел отражение в образе Мораны. Слово «мора», от которого произошло ее имя, в старославянском языке обозначало «ведьма», а в польском – «кошмар». Считалось, что Морана бесшумно подходит к постели умершего и напевает скорбные песни над его изголовьем. Душа покойника в это время превращается в птицу, носящую имя Дио, которая садится на ближайшее к окну дерево и слушает собственный реквием. Иногда эта птица отождествлялась с самой Мораной.

Поскольку Морана также считалась олицетворением зимы, в начале весны жители городов и сел делали ее соломенные чучела – мары, которые впоследствии сжигали или топили в реки, сопровождая свои действия шуточными проклятиями. Этот обряд символизировал весеннее пробуждение природы, победу солнечного тепла над зимней стужей, жизни над смертью. Иногда Морана отождествлялась с Бабой Ягой, выполнявшей функции привратницы царства мертвых. Такими были славянские божества, которых народное сознание так или иначе связывало с образом смерти.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500