Совет 1: Был ли живой прототип у Робинзона Крузо

Герой одноименного приключенческого романа Даниэля Дефо, Робинзон Крузо, вовсе не является выдумкой писателя – как оказалось, у него был живой прототип. Шотландский моряк Александр Селкирк прожил на острове Мас-а-Тьерра в полном одиночестве целых пять лет – он пережил корабельную катастрофу и сумел выжить в сложных условиях необитаемой территории.

Живой Робинзон

Сын бедного сапожника Александр Селкирк родился в 1678 году в шотландском поселке Ларго. В 19 лет парню надоело унылое существование и он решил отправиться служить матросом на английский военный флот. За время службы он много плавал по океанам и морям, неоднократно принимал участие в морских битвах и в результате попал в команду к известному пирату, капитану Дамперу. Затем неугомонный Александр прослужил еще в нескольких командах кораблей, после чего он остановился на фрегате капитана Стредлинга, который сделал способного юношу своим помощником.

Пиратский корабль с Селкирком на борту потерпел легкое крушение в мае 1704 года, когда шторм вынес его к острову Мас-а-Тьерра, где фрегат был вынужден стать на якорь.

После крушения Александр остался на берегу с оружием, топором, одеялом, табаком и подзорной трубой. Александр впадал в отчаяние: у него было ни еды, ни пресной воды, и парню ничего не оставалось, кроме как пустить себе пулю в голову. Однако матрос пересилил себя и решил исследовать остров. В его глубине он обнаружил потрясающее разнообразие флоры и фауны – Александр начал охотиться на диких коз и морских черепах, ловил рыбу и добывал огонь с помощью трения. Так он прожил пять лет, после чего его подобрал английский военный корабль.

Книги об Александре Селкирке

Первая книга о приключениях Александра Селкирка, «Промышленное плавание вокруг света», была написана Вудсом Роджерсом в 1712 году. Затем бывший матрос сам написал книгу под названием «Вмешательство провидения, или необычное описание приключений Александра Селкирка, написанное его собственной рукой».

Автобиографическая книга будущего Робинзона Крузо так и не стала популярной – видимо потому, что Селкирк все же был матросом, а не писателем.

Книга «Жизнь и необычные приключения Робинзона Крузо, Робинзона с Йорка, который прожил 28 лет на безлюдном острове», была написана Даниэлем Дефо в 1719 году. Многие читатели узнали в главном герое книги, которая стала всемирно известной, Александра Селкирка, вынужденного отшельника с острова Мас-а-Тьерра. Сам Даниэль Дефо неоднократно подтверждал свое знакомство с Селкирком, история которого была использована писателем в его книге. Благодаря Дефо, живому прототипу Робинзона Крузо был поставлен памятник на его родине - шотландском поселке Ларго.

Совет 2: Как появилась фраза «Хьюстон, у нас проблемы»

«Хьюстон, у нас проблемы», – эту фразу можно встретить в книге, услышать в фильме или песне, да и в разговорной речи она прочно утвердилась. Однако не все знают происхождение этого ныне знаменитого выражения.

«Робинзон Крузо на Марсе»

Путешествия на другие планеты уже давно будоражат умы людей. Фильмы о приключениях астронавтов начали снимать еще в 20 веке, хотя технологии того времени еще не позволяли, как сегодня, показать красочную и достоверную картину другого мира. Но начало освоения космоса подогрело интерес к научной фантастике и дало режиссерам мощный стимул развивать эту тему в своих произведениях. Фильм «Робинзон Крузо на Марсе» был создан еще в 1964 году. Он рассказывает о полете двух астронавтов на Марс. В ходе неудачного приземления один из исследователей Красной планеты погибает, и коммандер Крис Дрэйпер остается в пустынном мире лишь в компании маленькой обезьянки, прилетевшей с ними. Но человек не отчаивается и начинает свою борьбу за выживание. Именно в этой картине впервые прозвучала ставшая впоследствии широко известной фраза «Хьюстон, у нас проблемы».

«Потерянные»

В 1969 году выходит еще один фильм о космических полетах – «Потерянные». В нем рассказывается история об американских астронавтах, которые после завершения миссии в результате аварии застряли на орбите с ограниченным запасом кислорода. Пока люди в космосе пытались выжить, NASA спешно разрабатывала методики по их спасению. В результате с привлечением космического корабля СССР двоих астронавтов удается спасти. В «Потерянных» также звучало «Хьюстон, у нас проблемы!».

Аполлон-13

Однако по-настоящему знаменитым обращение к Хьюстону стало после возвращения на Землю астронавтов пилотируемого космического корабля Апполон-13. Из-за взрыва бака с кислородом и череды последующих поломок астронавты застряли на корабле с ограниченным запасом кислорода и питьевой воды. NASA не обладала четким планом по их спасению, а все возникающие внештатные ситуации решались специалистами космического агентства в реальном времени. Фразу «Хьюстон, у нас проблема» произнес один из членов экипажа, докладывая на Землю о поломке. Полет Апполона-13 произошел через несколько месяцев после выхода «Потерянных», поэтому, возможно, астронавт повторил то, что говорил его «коллега», оказавшийся в аналогичной ситуации. Едва не окончившаяся катастрофой миссия Апполона-13 послужила основой для одноименного фильма, рассказывающего о мужестве астронавтов, профессионализме и самоотверженности сотрудников NASA. Фраза-воззвание к Хьюстону, которая уже начала свое шествие по планете, отметилась и в этой картине.
Видео по теме
Кто был прототипом Робинзона Крузо
Связанная статья
Кто был прототипом Робинзона Крузо
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500