Совет 1: Существует ли ложь во спасение

С детства людям внушают, что лгать плохо и неправильно. Тем не менее, люди говорят неправду, притом довольно часто. Однако помимо распространенного обмана для собственной защиты есть еще и ложь во спасение – обман, призванный защитить других людей.

Ложь во спасение и белая ложь

Часто путают спасительный обман с вежливым. Именно поэтому люди нередко отрицают существование лжи во спасение: они полагают, что речь идет о классической «белой неправде», когда утаивают истину, чтобы не обидеть человека. На самом деле это совершенно разные понятия. Белая ложь призвана скрыть не слишком значимую истину, чтобы не рассердить и не расстроить. Именно ее порой используют люди, хваля новую прическу или наряд своих знакомых или отмечая их положительные черты, которых на самом деле нет.
Белая ложь во многих странах является данью вежливости, поэтому ее можно смело использовать, не боясь порицания со стороны общества.

Ложь во спасение применяется в серьезных случаях, когда речь идет о гораздо более серьезных вещах, чем дискомфорт или обида другого человека. Пациенту, не отличающемуся сильным характером и стойкостью, не стоит говорить о том, что его болезнь слишком серьезна и может вскоре его убить. Говоря такую страшную правду, люди не только отравляют последние недели жизни человека, но также дают ему понять, что теперь для него остался только один путь, и ведет он на кладбище. Для тех, кто не может уже бороться за свою жизнь, такие слова могут стать настоящим приговором. Гораздо гуманнее будет использовать ложь во спасение – она даст не только надежду, но и силы для борьбы.

Как ложь может быть спасительной

Если вы не верите в ложь во спасение, подумайте о том, что именно она помогла уберечь множество жизней в тяжелые времена. Обман позволил скрывать невинных людей во времена войн. Им пользовались пленные во время допросов, чтобы спасти жизни других людей. Благодаря нему те, кто хоть как-то был замешан в политических делах, смогли выжить во времена репрессий.
Даже у христиан, порицающих ложь, есть свой пример: если бы Иуда поцеловал ни Иисуса, а одного из его учеников, Мессия остался бы жив. Его погубила не ложь, а правда.

Очень важно понимать, что ложь во спасение возможна только в критических ситуациях. Этим понятием нельзя прикрывать мелкие обманы, ведь именно такая подмена послужила причиной того, что благородная неправда превратилась в миф. Спасительная ложь уместна тогда, когда она не вредит, а защищает. Так усыновленному в младенчестве мальчику приемные отец и мать говорят, что они и есть его настоящие родители. Так детей защищают от фактов, которые могут повредить их психику и сломать жизнь.

Совет 2: Как протестировать себя на лживость

Люди очень часто лгут. Мало найдется тех, кто ни разу в день не соврал бы. В большинстве случаев эта ложь лишь приукрашает действительность. Но есть люди, которые лгут всегда – надо или нет, выгодно им это или нет.

Что такое ложь

Ложь – это сокрытие истины. Мало найдется людей, которые на дежурный вопрос «как дела?» начнут давать пространный ответ. Скорее всего, это будет одно-два слово «хорошо», «нормально», «плохо», «так себе» и т.п. Но ведь и интересующийся человек лукавит в большей части случаев. Вряд ли его на самом деле интересует, как дела у собеседника. Это всего лишь вежливость, традиция – при встрече интересоваться делами друг друга. В этой ситуации лгут оба.

Ложь бывает разной. Бывает ежедневная ложь, которую говорят все без исключения люди. Такая ложь уже не воспринимается людьми, как таковая. Например, дежурная фраза «как дела» - пример каждодневной лжи. Бывает ложь во спасение - лгун пытается скрыть истину, считая, что вранье лучше. Бывает ложь во благо - тогда истина скрывается, чтобы не причинить вред другим людям.

Аспектов лжи очень много. Одна ложь плавно перетекает в другую, из каждодневной лжи может вырасти ложь во благо. Из вранья во спасение может родиться ежедневная вранье.

Что такое лживость

Лживость – это стремление создать неправильное впечатление о событиях и фактах. Лживость противоречит общечеловеческим нормам и правилам, которые основаны на потребности иметь правильное представление об обществе и обстоятельствах.

Не всегда неправильное впечатление о событиях является следствием лживости. Иногда это – следствие недоразвитости мышления или неумения разграничить желаемое и действительное, например, дети лгут неосознанно.

Совершенно другой случай – лживость патологическая. Она имеет под собой веру в реальность выдуманного. В жизни лживость встречается в атмосфере враждебности, конкуренции и подозрительности. Оценка ее возможна только при условии правильного понимания мотивов и причин. Преодолевается лживость в результате воспитания при условии полного доверия между воспитанником и воспитателем.

Как протестировать себя на лживость

Существует масса тестов, как протестировать самого себя на лживость. Хотя, можно обойтись и без них. Спросите себя – как часто я лгу. Ответить на этот вопрос вам помогут простые действия.

Заведите себе блокнот или тетрадь. На каждом листе проставьте день – сколько дней проводите исследование, столько листов и пометьте. Чем дольше вы будете проводить свой тест, тем точнее будут результаты.

Каждый день записывайте разговоры с коллегами, родными, друзьями и т.п. Вовсе не обязательно цитировать их полностью, достаточно только отметить смысл этих бесед.

Отмечайте фразы и моменты, когда вы солгали. Лучше всего делать это сразу же после разговоров, чтобы ничего не стерлось из памяти. Отмечайте не только свои фразы, когда вы лжете, но и те, в ответ на которые вы лжете.

Для чистоты эксперимента разделите лист на несколько столбцов, в которых отметьте, где и с кем вы беседуете. Например – дом/работа/общественные места или занкомые/коллеги/друзья/родственники.

Проанализируйте ваши записи: где, когда, как и кому вы лжете. Анализ ваших записей сугубо индивидуален. Вы можете считать себя лживым человеком, если в ваших записях больше 30% необоснованной лжи.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500