Из истории



Вопрос о том, кто первым изобрел косой парус, такой же риторический, как и вопрос об изобретателе колеса. Вероятнее всего, изобретение было сделано почти в одно время сразу в нескольких местах. Известно, что европейцы заимствовали его у арабов, а те в свою очередь узнали про косой парус от полинезийцев. Этот факт не подвергается сомнению – без косого паруса полинезийские мореходы не освоили бы Тихий океан. Был он известен и в Древнем Китае. Попытки двигаться под более крутым углом к ветру с использованием прямого паруса не увенчались успехом.

Прямой – значит прямо



Движение судна под прямым парусом можно сравнить с плаванием по течению. В обоих случаях перемещаешься туда, куда несет течение или дует ветер. Маневренность рулем или кормовым веслом очень ограничена. Тем более не может быть никакой речи, чтобы вдруг развернуться и поплыть в обратном направлении.


Чтобы вернуть судно по реке обратно, вверх по течению, на Руси, к примеру, использовали тяжелый труд бурлаков. Под «Дубинушку» они тянули баржи за длинную бечеву, сами передвигаясь по берегу. В море, если ветер был не попутным, убирали парус и члены команды или специально содержащиеся на судне гребцы садились на весла.
В прибрежном плавании регулярное движение под прямым парусом осуществляли, используя бризовую цикличность направления ветра. Дневной (или морской) бриз дул с моря, ночью береговой бриз наполнял парус ветром с берега.


Революционное изобретение в мореплавании



Главное достоинство и преимущество косого паруса состоит в том, что он позволяет судну двигаться против ветра, лавируя галсами, то есть, подставляя встречному ветру то один, то другой борт. При этом направление встречного ветра для хорошо вооруженных смешанными парусами кораблей может составлять до 20 градусов от фронта.
Говоря о значении косого паруса, нельзя не указать на не менее важное новшество в конструкции средневековых кораблей – использование киля. Это изобретение позволило судну быть устойчивым на курсе при сильном боковом ветре и в шторм.


Недостатком парусных судов с косым вооружением было то, что хождение галсами требовало постоянного участия большого количества матросов на палубе и на мачтах, чтобы перекидывать с борта на борт гафели и реи с парусами. Это значительно увеличивало экипаж такого корабля по сравнению с судном, на котором были установлены только прямые паруса, и оно неделями могло идти под попутным ветром.