Грязные технологии в конкурентной борьбе



Черный пиар – это особый вид связей с общественностью, основной задачей которого является создание у аудитории негативных ассоциаций с конкретным лицом, продуктом, маркой. В 90-е годы прошлого века в России для того чтобы опорочить конкурента требовались значительные финансовые вложения, поскольку основные информационные войны велись через печатные СМИ и телевидение. Особо обеспеченные люди открывали собственные газеты, а те, у кого средств было поменьше, просто выкупали эфирное время и рекламные площади. Основные сражения в те времена касались не бизнеса, а политики, поскольку понятие конкуренции только зарождалось в России.

С появлением интернета в повседневной жизни конкурентная борьба стала, с одной стороны, дешевле и проще, а с другой – намного опаснее, так как всегда есть вероятность, что противник окажется более решительным и агрессивным. Тем не менее, информационные войны все чаще бушуют именно в интернете. А постоянно растущая популярность социальных сетей дала специалистам по черному pr новые возможности.


Социальные сети - дешево и эффективно



В большинстве своем люди склонны доверять мнению других, особенно, незаинтересованному. Неслучайно один из самых популярных запросов в поисковых машинах это «отзывы». Возможность посоветоваться с теми, кто уже воспользовался услугой или приобрел товар, значительно облегчает процесс выбора для потенциального покупателя. До развития социальных сетей основную информацию такого рода можно было найти на различных тематических форумах, но массовый характер отзывы приобрели именно с появлением социальных сетей.
Одним из способов черного пиара в социальных сетях является регистрация фальшивого аккаунта, якобы представляющего бренд конкурентов. С этого аккаунта могут, например, размещаться оскорбительные записи и комментарии.


Полные возмущения тексты в блогах и на сайтах типа «ВКонтакте» и «Одноклассники», благодаря системе мгновенного цитирования, распространяются с пугающей быстротой. Даже самого неаргументированного мнения для сомневающегося в своем выборе человека бывает достаточно, чтобы он отказался от покупки, поэтому заказные публикации в социальных сетях являются действенным инструментом черного пиара. Практически невозможно отличить конкурентную борьбу от обычного возмущения недовольного покупателя, хотя определенные различия все-таки есть. Например, однотипность отзывов на разных площадках, да еще и опубликованных примерно в одно время, означает, что компания-конкурент пытается испортить репутацию продукту или бренду.
Публикация многочисленных хвалебных отзывов зачастую срабатывает противоположным образом. Встречая написанные «под копирку» тексты пользователь справедливо решает, что компания стремится поправить подмоченную репутацию.
С другой стороны, даже понимая, что негативный отзыв, вероятнее всего, поддельный, человек может сделать выбор в пользу другой компании. Именно поэтому черный пиар в социальных сетях и вообще в интернете – крайне опасный инструмент, способный в считанные дни испортить репутацию фирмы.