Совет 1: Как ответить на оскорбление со стороны босса?

Люди-самодуры встречаются везде и всюду. Но что может быть неприятнее начальника–самодура на работе или подобного преподавателя в университете, школе? Одно дело, когда оскорбляет нас незнакомый человек, которого мы больше никогда в жизни не увидим. В таком случае можно и вовсе ничего не отвечать. И совсем другое дело - стать жертвой на работе, когда ответить на оскорбление – значит, с этой работой раз и навсегда расстаться.
И как же грамотно отреагировать в подобном случае?

Не опускаться до его уровня

Ни в коем случае не стоит кричать на обидчика в ответ. Даже если нет никаких сил держать язык за зубами, все же стоит сдержаться. Дело в том, что человека вы вряд ли в чем-то убедите, а вот до его уровня опуститесь. И уровень этот, нужно сказать, невысок. Прежде чем открыть рот, хорошенько подумайте, стоит ли так унижать себя?

Оскорбления для вас ничего не значат

И вы не переживаете из-за них. Совсем. Ни через час, ни через день, ни через месяц. Если вам сказали нечто нелицеприятное, и это на самом деле очень обидно, попробуйте сделать вид, что вам все равно. Некоторых людей совершенно выбивает из колеи, когда в ответ на их крики люди реагируют… Да никак не реагируют. Нет ни слез обиды, ни криков в ответ. Ничего нет, кроме полного равнодушия в глазах оскорбленного ими человека.

Пожалейте обидчика

У него был тяжелый день, и вот теперь он, бедняга, срывается на подчиненных. А, быть может, он просто-напросто самоутверждается за ваш счет. В таком случае его тоже можно пожалеть, поскольку других способов почувствовать себя могучим львом у него, скорее всего, нет.

Кстати, замечателен в своей простоте прием «мысленного обезоруживания» противника. Как только босс откроет рот, представьте его в какой-нибудь смешной и неловкой ситуации, например, с тарелкой супа на голове. Он вас оскорбляет, а вы видите, как по его лицу медленно стекает суп с капустой. Во-первых, вам станет легче, поскольку, всем известно, что когда противник смешон и жалок, то он уже не страшен. А во-вторых, этот человек увидит в ваших глазах уверенность, а не страх или обиду. И это наверняка выбьет его из колеи.

Совет 2: Как противостоять моббингу и боссингу

В советские времена коллектив принимал самое непосредственное участие в жизни сотрудника. Его могли поругать на общем собрании за проступок; рассмотреть заявление близких, если он аморально вел себя дома; могли даже организовать что-то типа показательного суда, если он входил в полный беспредел. После этого, как правило, сотрудник или увольнялся, или исправлялся. И каждый чувствовал себя участником общих дел — все было честно и открыто.

Сейчас такого нет, зато появились новые понятия, такие как «моббинг» и «боссинг» — травля сотрудника коллективом или начальством. Цель этих действий, на первый взгляд, выглядит примитивно: тот, кто травит, добивается увольнения сотрудника. Однако не все так просто, и если вы стали жертвой травли, то важно спокойно разобраться в ситуации, чтобы не попадать в нее снова и снова.

Рассмотрим со стороны ситуацию, когда одни становятся жертвами, а другие — загонщиками. В чем причина такого конфликта? Их может быть несколько:

  • Если сотрудник слишком выделяется на общем фоне коллектива: при поиске виноватого взгляд босса, как правило, падает на первого попавшегося, и если женщина выглядит ярко и оригинально, то жертвой обвинения непременно станет она. Слишком яркий или необычный цвет волос, смелые наряды или излишние украшения — все может стать причиной.
  • Желание противопоставить себя коллективу, особенно нежелание участвовать в общих делах или подготовке к корпоративу, участию в конкурсах. Это задевает коллег, если все они хотят принять участие в мероприятиях.
  • Откровенное заискивание перед начальством или попытки завести роман с боссом. Это никому не понравится.
  • Непризнание авторитета неофициального лидера коллектива и попытки принизить его. Общее мнение в этом случае восстанет против вас.
  • Нежелание брать на себя дополнительные обязанности, в то время как у всех они есть.
  • Поведение типичной «жертвы»: заискивание перед коллегами, нежелание отвечать на критику и даже на открытые оскорбления. Это провоцирует дальнейшую травлю.

Со стороны коллег это выглядит, конечно, неприглядно, однако разобраться в причинах, побуждающих людей заниматься моббингом, весьма полезно. Ведь понимание ситуации — это 50% гарантии, что из нее можно выйти победителем. Итак, что побуждает коллектив к травле сотрудника:

  • Беспокойство, что рядом находится кто-то необычный, не такой как все, с непривычными манерами и непонятными взглядами. Коллегам не хочется напрягаться и понимать, почему человек не такой, как они. Проще удалить этот фактор раздражения и жить привычно.
  • Элементарная зависть. Если вновь пришедший достиг профессиональных успехов, заслужил хорошее отношение начальника или еще чего-то достиг очень быстро, то зависть вполне может возникнуть: стереотип, что чем дольше работает сотрудник, тем он заслуженнее, еще жив, хотя это не всегда верно.
  • Попытка защититься в профессиональном плане (страх, что более успешного сотрудника поставят на его место, даже если вы не претендуете на него. Это неосознанный страх, поэтому с ним бороться очень сложно).
  • Просто желание развлечься. При этом одни считают, что унижать коллег очень весело, а другие как бы испытывают «на слабо» — выдержит или нет. И в том, и в другом случае поведение коллег недостойно, но они не понимают этого.
  • Попытка самоутвердиться за счет коллеги, подтвердить значимость своей работы и себя лично. Это, к сожалению, нередкое явление в нашей жизни.
  • Поиск жертвы, на которой можно срывать плохое настроение и на ком можно выместить разочарование от своих неудач, как личных, так и профессиональных.

Как найти выход из этой ситуации? Как правило, осознание причин моббинга или боссинга уже дает пищу к размышлению и наводит на способы выхода из конфликта. Здесь можно применить весьма эффективно действующий прием «неотождествления», когда человек смотрит на себя со стороны: нужно представить, что не вы, а кто-то другой подвергся травле в коллективе и дать ему совет, как преодолеть это. То есть не отождествлять себя с этим человеком, а дать ему совет как постороннему. В любом случае стоит учесть, что очень часто причиной конфликта бывает элементарное непонимание.

Если этот прием не поможет, попробуйте следующее: учтите причины травли и постарайтесь нивелировать их:

  • откажитесь от слишком яркой внешности;
  • последите за речью — часто бывает, что какие-то высказывания воспринимаются коллегами как неадекватные;
  • попытайтесь подружиться, купив тортик и пригласив коллег на чай в честь первой зарплаты или по другому поводу;
  • откровенно поговорите с лидером коллектива и расскажите, что ваши намерения по отношению к коллегам самые доброжелательные и искренние;
  • просите помощи у коллег в тех вопросах, где вы не очень ориентируетесь — это повысит их имидж в собственных глазах, и они почувствуют себя вашими покровителями, а не врагами;
  • возьмите на себя какую-нибудь обязанность типа поливки цветов или проветривания помещения - это несложно, но часто коллеги забывают об этом.

Если эти способы вам не подходят, можно попытаться ответить силой на силу:

  • поставить на место зарвавшегося коллегу или неуравновешенного босса - сказать, что вам понятны причины такого хамского поведения;
  • отметить границы своего рабочего пространства и своих обязанностей, чтобы не навешивали лишнего и потом не придирались;
  • найти в себе те «крючочки», за которые могут зацепиться недоброжелательные коллеги (то, на что вы обижаетесь), и попытаться убрать их;
  • усвоить способы борьбы со стрессом с помощью дыхания, медитации и других приемов - это нужно для того, чтобы быстро успокоиться, если не удалось на что-то отреагировать спокойно, иначе рабочий день будет испорчен;
  • понять, что если на все реагировать спокойно (спокойствие должно быть внутри), то очень скоро от вас отстанут.

Если и это не помогает — подумайте, нужна ли вам эта работа? Возможно, гораздо проще будет найти другую, с более доброжелательным коллективом? Тогда начните поиски другой работы и спокойно живите дальше, но уже с более богатым опытом общения с коллегами. 

Совет 3: Как быть подчиненному с руководителем

Оптимальная линия поведения в общении с руководителем - строгое соблюдение стандартов общепринятой деловой этики. Если придерживаться ее с первой секунды общения с боссом и выполнять свои служебные обязанности на надлежащем уровне, вероятность проблем в большинстве случаев минимальна.
Инструкция
1
По нормам делового этикета недопустимы оскорбления, повышение голоса, суждения с ярко выраженной негативной оценкой действий коллеги, его квалификации, результатов его труда. Ненормативной лексике и вовсе место разве что в курилке - и то в качестве связки.В русском языке есть достаточно средств, позволяющих выразить недовольство так, что мало виновному не покажется, но при этом оставаясь в границах этики и взаимного уважения. И действуют они гораздо эффективнее.Подчиненный не только обязан соблюдать эти нормы, но и требовать их соблюдения начальством в отношении себя. К тем, кто придерживается этого правила, руководство относится с большим уважением, чем как к хамам, так и готовым безропотно сносить хамство шефа.
2
Особый случай - когда начальник дает поручение, выполнение которого не входит в прямые обязанности сотрудника. Здесь все зависит от ситуации. Во многих небольших компаниях все сотрудники-мужчины выполняют тяжелую физическую работу, которую больше некому сделать. Например, переставить при необходимости мебель в офисе. В этом случае отказаться - нанести пощечину общественному вкусу всего коллектива. Если же начальник участвует в этом наравне с подчиненными, он вызывает больше уважения. Но делать это его не заставишь, только как сам решит.Иной вариант - когда поручение позволяет расширить свои горизонты, дает опыт, с помощью которого можно подняться на ступеньку выше в профессиональном и карьерном плане. Отказываться здесь неразумно.
3
А вот если вы считаете поручение для себя унизительным, указывающим на ваш невысокий статус в глазах руководства, смело отказывайтесь. Вежливо, но твердо. Конечно, вряд ли шеф станет требовать от кого-то стирать его носки или мыть пол в офисе вместо уборщицы. Но и сопоставимых поручений немало.Если же шеф требует от вас откровенно противоправных действий, прежде чем их выполнять, стоит двадцать раз подумать. Стоит ли рисковать свободой ради зарплаты, которая всегда меньше, чем хотелось бы?Случаются и ситуации, когда босс - самодур, не желающий считаться с работниками. Лучший выход из них - найти другую работу с другим начальником.
4
В российских подразделениях западных компаний обычно принято обращаться друг к другу на «ты» и по имени. Это распространяется как на обращение начальника к подчиненному, так и наоборот. Для многих сотрудников этот вариант предпочтителен, но встречаются и такие, для которых более комфортно обращаться к руководству на «вы». Обычно этим людям идут навстречу.В российских компаниях такая практика тоже встречается. Но чаще в ходу взаимное «вы» или обращение на «ты» только со стороны начальства к подчиненным. В таких случаях оптимально придерживаться принятых в конкретной компании норм.
5
Сложная ситуация, когда начальник - ваш друг. Для начальника она непростая тоже. Нередки и случаи, когда на этом дружба заканчивается.Не стать из закадычных друзей заклятыми врагами поможет простое правило: дружба дружбой, а служба - службой. Деньги платят не за дружеские чувства, а за работу. Рассчитывать же на поблажки одному, а другому - на повышенное рвение на основании дружбы - не по-товарищески.
Источники:
  • как быть когда руководитель оскорбляет
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500