Совет 1: Что такое индустриализация

Индустриализация – это экономически подкрепленный процесс перехода с ремесленного на крупное машинное производство, благодаря которому общество переходит от аграрно-ремесленного к индустриальному типу развития, при переходе на который экономика начинает развиваться экстенсивно.
Этот переход связан с развитием естественных наук и новых технологий в промышленности, особенно в таких ее отраслях как металлургия и производство энергии.

Для перехода государства на индустриальное развитие необходимо проведение определенных реформ в политике, законодательстве, нужно обладать достаточным количеством сырьевых и дешевых трудовых ресурсов. Промышленность индустриального типа направлена на производство максимально возможного количества продукции, который постепенно перерастает в мировой рынок продукции.

При индустриализации вторичный сектор экономики (сектор переработки сырья) начинает преобладать над первичным сектором (добыча ресурсов, сельское хозяйство.)

Индустриальный тип развития общества помогает быстрому развитию научных дисциплин и технологий и внедрению их в производство, способствует как повышению доходов населения, так и росту числа самого населения.

Процесс индустриализации начался в 17 веке в странах Западной Европы, прежде всего – Великобритании, в связи с повышением эффективности ведения сельского хозяйства. Это обеспечило рост населения, и отток оказавшейся избыточной части населения в города, где трудовые ресурсы были необходимы в процессе производства.

Процесс индустриализации значительно ускорился в 19 веке, когда произошел прорыв технологий и был изобретен двигатель внутреннего сгорания, широко стало использоваться электричество и электроприборы, на производстве появился конвейер.
Постепенно производители начали ориентироваться на все более механизированное и наукоемкое производство, позволяющее выпускать стандартизированную продукцию за минимальное время при минимальном использовании человеческого труда.

Вследствие индустриализации началась урбанизация общества – все большая часть населения стала жить в городах. Индустриализация повлияла и на состав семьи: из большой, включающей несколько поколений аграрной семьи она превратилась в нуклеарную, в которую входили только родители и их несовершеннолетние дети.

Совет 2: Что такое ремесло

Ремеслом принято называть форму организованного мелкого ручного производства, которая являлась главенствующей до появления массовой машинной индустрии.

Что это такое?

Ремесло возникло с началом человеческой производственной деятельности. Оно принимало различные формы, прогрессировало вместе со стадиями общественного разделения труда. В широком смысле ремесло можно разделить на домашнее, заказное и рыночное.

К домашнему ремеслу можно отнести производство необходимых изделий, которые нужны для удовлетворения потребностей хозяйства, членами которого они и изготавливаются. Это начальная форма характерная для натурального хозяйства.

Заказное ремесло — это производство изделий по запросу потребителя. При этом ремесленник может трудится в чужом хозяйстве. Условия оплаты в этом случае могут быть сдельными или даже поденными. Такой вид ремесла иногда выделяется в отдельную группу.

Ремесло для рынка, по сути, является мелкотоварным производство, когда ремесленник продает свои изделия самостоятельно напрямую потребителю или сбывает их купцу.

Ремесло связывается с ручным производством. Для него характерно использование самых простых орудий. Решающее значение в этом случае играет личное мастерство конкретного ремесленника. Каждый ремесленник проходил путь от подмастерья до мастера, набирался необходимого опыта, получал все нужные навыки. За время обучения он учился полностью изготавливать некий предмет (обувь, одежду, домашнюю утварь) с нуля. После получения всех необходимых навыков ремесленник начинал самостоятельное существование в обществе, где типовые результаты его труда были востребованы.

Развитие ремесла

Развитие профессионального ремесла в крупных городах в Средние века стало причиной возникновения нового социального слоя, слоя городских ремесленников. Они объединялись в цеха, которые защищали их интересы. Основными отраслями городских ремесел были производство стекла и изделий из него, производство сукна, производство металлических изделий. Промышленный переворот середины восемнадцатого века ремесло вытеснил. Но в отраслях, которые связаны с производством художественных изделий или обслуживание индивидуальных нужд потребителя ремесло сохранилось. Прежде всего это касается ткачества, гончарного дела, художественной резьбы и так далее.

Во многих слаборазвитых странах ремесло широко распространено до сих пор. Но даже там фабрично-заводская промышленность вытесняет его в процессе индустриализации. Практически везде сохраняются народные ремесла, которые обслуживают экспортную и туристическую сферы.
Видео по теме

Совет 3: Что такое "золотой миллиард"

В российской журналистике стало довольно популярным определение «золотой миллиард». Что включает в себя это понятие? Свободная русская энциклопедия «Традиция» определяет «золотой миллиард» как метафору, описывающую различие в уровне жизни между населением высокоразвитых стран и остальным миром.

Откуда взялось выражение «золотой миллиард»

Авторство этого выражения неизвестно. Некоторые исследователи приписывают выражение «золотой миллиард» Полу Эрлиху. Массово это выражение стало применяться примерно с 2000 года. Популяризировал выражение С.Г. Кара-Мурза — ученый, политолог и публицист.

«Золотой миллиард» - общая численность населения развитых стран: США, Канады, Австралии, стран Евросоюза, Японии, Израиля и Южной Кореи.

В основе выражения заложены идеи о прогрессе и благоденствии небольшой численности людей на планете, так как природные ресурсы Земли очень ограниченны.

Предпосылки для возникновения термина «золотой миллиард»

Идеи о том, что природных богатств на всех не хватит, впервые появились в 1798 году, в работах Т.Мальтуса – английского демографа и экономиста. Томас Мальтус в своей книге «Очерк о законе народонаселения» предрекал глобальную катастрофу, так как согласно его теории численность населения увеличивается быстрее, чем производство ресурсов. Теория Мальтуса заключалась в том, что чем меньше народонаселение Земли, тем больше средний доход на душу населения.

Но Т.Мальтус не мог предвидеть индустриализации 20 века. Именно в этом столетии произошел резкий скачок производительности в сельском хозяйстве и промышленности, были получены новые виды материалов и сырья. Во многих отраслях была произведена замена натурального сырья на искусственные материалы. Увеличилась добыча полезных ископаемых.

Теория заговора

В ряде экономически развитых стран распространены идеи манипулирования общественным сознанием. Эти идеи заключаются в том, что должен быть устойчивый рост благосостояния в этих странах. Для стран с развивающейся экономикой нужно создавать препятствия для независимого развития и существования.

Некоторые авторы считают, что под термином «золотой миллиард» скрывается целая геополитическая и экономическая система - страны с высоким уровнем жизни должны всеми возможными мерами (политическими, экономическими, военными) держать остальные государства в качестве поставщиков природных ресурсов и дешевой рабочей силы.

Основная суть концепции заключается в создании единого мирового правительства, которое сможет перераспределить природные ресурсы в распоряжение двадцати высокоразвитых стран.

Из этой системы выросло понятие «глобализация» - процесс воздействия на различные факторы международного значения: экономические и политические отношения отдельных стран, их культурное и информационное взаимодействие. Понятие «глобализация» основана на теории, согласно которой развитие финансовых учреждений не должно ограничиваться географическими границами, то есть внутренняя экономика любого государства должна быть зависима от финансовых наднациональных структур.

Совет 4: Что такое урбанизация

Еще в 3 тысячелетии до нашей эры на берегах судоходных рек и на побережьях морей возникли первые поселения, служившие для защиты страны от нападения, для развития ремесел и активных торговых и общественных связей с другими государствами. В связи с быстрым ростом благосостояния этих поселений в них вскоре сконцентрировалось зажиточное население и органы управления страной. Так возникли первые древние города, давшие начало процессу урбанизации.
Стал происходить рост числа городов, неуклонное приумножение количества городского населения, культивирование городского образа жизни. Во все последующие эпохи города оказывали огромное влияние на развитие науки, архитектуры и культуры, на становление и развитие промышленного производства, на формирование товарно-денежных отношений, на революционные преобразования общественного строя практически во всех государствах мира.Урбанизация, то есть усиление влияния городов на развитие общества, на его культуру, демографические процессы, значительно активизировалась с начала 19 века. Это происходило из-за концентрирования в городах крупных центров промышленности, развития транспорта и связи, более легкой доступности для горожан достижений медицины и развивающейся сферы обслуживания. В результате наблюдалась миграция в поисках достойного заработка и лучшей жизни огромного пласта сельского населения. За период с начала 19-го века по конец 20-го численность городского населения в среднем по всему земному шару возросла с 5% до 41%.Процесс урбанизации происходит не только за счет миграции сельского населения. После строительства промышленных предприятий в сельских населенных пунктах они преобразуются в малые города. Поселения, попадающие в черту разрастающегося города, вливаются в него в качестве структурной территориальной единицы. Кроме того, наблюдается постоянный рост так называемой маятниковой миграции, когда население пригородов, продолжая проживать в сельских населенных пунктах, ежедневно ездит на работу и учебу в город. Урбанизация стран с развитой промышленностью привела к концентрации значительной доли своего населения в городах и к большому перевесу численности горожан над сельским населением. Самыми яркими представителями урбанизированных стран являются Великобритания, Швеция, Бельгия, Германия, Австралия, США. А так же Канада, Израиль, Япония и Новая Зеландия. В них численность городских жителей составляет более 70%. Особенностью развития урбанизации является замедление темпов прироста количества жителей городов при доле, превышающей 70%. И остановка при приближении к 80%. Только в развивающихся государствах афроазиатского региона в настоящее время сохранился перевес сельских жителей над населением городов.Развитие урбанизации на современном этапе привело к формированию городских агломераций, когда рост численности населения обширных пригородов опережает прирост населения в крупном городе, являющемся центром агломерации. Это явление широко представлено в Северной Америке, в Бельгии, в Нидерландах и в Москве. Кроме того, в Канаде, Швеции, Италии и во Франции наблюдается изменение направления миграции народонаселения из городских агломераций и крупнейших городов (мегаполисов) в средние и малые и города. Мегаполисы с населением более одного миллиона человек уже не являются привлекательными для бизнеса и для проживания из-за плохой экологии, транспортных перегрузок и дороговизны жилья. Кроме того, развитие промышленных предприятий в них не обеспечивает рабочими местами увеличившееся население. Развитие урбанизации в странах со слабым уровнем индустриализации приводит к росту безработицы и нищеты, расширяет районы городских трущоб. Это вызывает увеличение социальной напряженности и эмиграцию молодого населения в развитые страны.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500