Совет 1: Значение листопада в жизни растений

Все любят осенний листопад, когда «березы желтою резьбой
блестят в лазури голубой». Но что такое листопад с биологической точки зрения, и каково его значение в жизни растений?

Листопад с биологической точки зрения

В местах, где морозы или засухи наступают ежегодно, можно увидеть листопад: большинство многолетних растений - кустарников и деревьев - сбрасывают свои листья перед наступлением этих неблагоприятных погодных условий. Листопад – это естественное отделение листьев от стебля (осевой части побега), которое происходит, как правило, один раз в году.

Одни растения сбрасывают листья каждый год: в жарких и засушливых областях это, например, баобаб и бомбаксы, в умеренном климатическом поясе - это известные нам деревья и кустарники, например береза, липа, смородина и так далее. Растения с многолетними листьями сбрасывают их не все сразу, а постепенно, как, например, брусника или хвойные деревья. Растения, которые сбрасывают всю листву каждый год, называются листопадными, а растения с многолетними листьями называются вечнозелеными.
Листопадные растения будут ежегодно сбрасывать листву, даже если их перенести в другие климатические условия, например, туда, где нет холодных зим.

Как происходит отмирание листьев?

С приближением времени листопада листья стареют. По мере их старения снижается интенсивность дыхания, хлоропласты деградируют, из листа в стебель оттекают пластические вещества (аминокислоты, углеводы), накапливаются некоторые соли (например, оксолата кальция). Около основания листа формируется отделительный слой, который состоит из легко расслаивающейся материи - паренхимы. По паренхиме листья отделяются от стебля. Начинается листопад.

Зачем листопад нужен?

В зимнее время растениям не хватает воды. В земле вода находится в замерзшем состоянии – в состоянии льда, и она не может проникнуть в корни деревьев и кустарников. В то же время с поверхности листьев процесс испарения идет непрерывно. В данном случае, значение листопада - защита растений от пересыхания.
Вечнозеленые растения приспосабливаются к нехватке воды другим способом – поверхность их листа настолько мала (например, хвойные породы), что они испаряют очень мало влаги.

Еще одна причина сбрасывания листьев - защита от механических повреждений, которые могут возникнуть в результате налипания снега на лист.

Кроме того, листопад служит механизмом очищения организма растения от вредных веществ. К осени в листьях накапливается огромное количество солей и вредных минеральных веществ. Именно поэтому опавшую листву нельзя сжигать – она очень токсична. Таким образом, листопад - это необходимое явление в жизни растений. Он представляет собой естественную защиту растений от неблагоприятных погодных условий.

Совет 2: Зачем нужны листья растению

Листья выполняют множество функций. Они служат для растения дыхательной, выводящей, обменной системой, вырабатывают органические вещества. Листья также играют огромную роль и в жизни других существ планеты Земля.
Инструкция
1
Листья вырабатывают органические вещества, что является одной из самых важных их функций. В процессе жизнедеятельности в лист попадает кислород и углекислый газ. Первый растение использует для дыхания, а второй - для создания органических веществ. Так, например, плодовые растения вырабатывают фруктозу, которая потом делает фрукты сладкими. С помощью солнечного света в хлоропластах образуется кислород, который затем поступает в атмосферу. Образование кислорода - важнейшее условие для жизни на земле, без него на планете не выжили бы ни растения, ни животные, ни человек. Поэтому так важно препятствовать уничтожению огромных массивов леса.
2
Листья испаряют воду. Вода поступает к растению через корни и выделяется затем через листья. Так, с поверхности листа удаляются излишки воды и другие вещества, а также действует своеобразная система вентиляции растения. Этот процесс можно сравнить с потоотделением человека: в жаркую погоду тело выделяет пот, чтобы охладиться и не перегреваться на солнце. То же самое происходит и с листьями - они выделяют влагу, чтобы не засохнуть от жары. Процесс испарения воды не постоянный и регулируется самим растением. Когда воды у растения мало или когда погода стоит нежаркая, растение закрывает специальные канальцы - устьицы - в листе и не пропускает воду.
3
Благодаря работе устьиц осуществляется и еще одна важная функция работы листа - газообмен. На листовой пластине содержатся специальные клетки - хлоропласты с зеленым веществом хлорофиллом. Растения не только выделяют в воздух кислород, но и поглощают его для дыхания. Причем, поглощение кислорода происходит круглые сутки, а вот выработка - только днем, при солнечном свете. То же самое происходит и с углекислым газом: растение не только поглощает его для выработки органических соединений, но и выделяет газ в атмосферу после дыхательного процесса. Но, конечно же, объемы выделения газов у растений совсем не такие, как у человека и других животных. Растения вырабатывают и выделяют в атмосферу гораздо больше кислорода, чем потребляют для собственной жизнедеятельности.
4
Еще одним важным процессом в жизни растений является массовое избавление от листьев во время листопада. Зеленый лист обычного лиственного растения живет примерно полгода. За это время в нем накапливаются различные вещества, в том числе отработанные и вредные. После истечения срока жизни к нему перестают поступать полезные питательные вещества, хлорофилл в клетках разрушается, лист стареет и желтеет, а потом и опадает. В зимний период листопад служит еще и защитной мерой от излишней потери влаги и чрезмерного объема кроны, что может привести к поломке ветвей под тяжестью снежных шапок.
5
У многих растений листья в процессе эволюции видоизменились, стали более мясистыми или, наоборот, превратились в тонкие колючки. В связи с этим изменились и функции листьев. Некоторые растения привыкли размножаться вегетативным способом, то есть при помощи побегов, листьев, другие накапливают в них питательные вещества, защищаются от животных и растений, цепляются за ограды и тянутся к свету и теплу. А некоторые растения при помощи видоизмененных листьев могут даже ловить и переваривать небольших существ вроде мух или жуков.
Видео по теме

Совет 3: Биологическая защита растений

Покупая свежие овощи и зелень в магазинах, мы даже не представляем, сколько химии попадает нам в пищу вместе с этими продуктами.

Бич крупных тепличных хозяйств – это паутинный клещ и белокрылка. Саженцы в тепличных хозяйствах проходят постоянную обработку пестицидами. Если такие обработки не проводятся по каким-либо причинам, то паутинный клещ размножается в геометрической прогрессии и уничтожает все посадки.

Однако появился новый биологический способ борьбы с вредителями в тепличных хозяйствах. Одним из разновидностей биологических агентов является хищный клещ – фитосейулюс. Сам клещ и его личинки плотоядны и уничтожают несколько разновидностей паутинных клещей. Самка акарифага уничтожает до 30 молодых клещей или до 5 взрослых вредителей в день.

Фитосейулюс высасывает свои жертвы и откладывает яйца в местах, заселенных вредителями. После очищения растения от паразитов хищные клещи перебираются на другие растения. Если в течение четырех дней акарифаги  не находят себе пищи, то они просто погибают.

Профилактика и борьба с паутинным клещом с помощью биологических агентов уменьшает риск отравления человека пестицидами. При правильном использовании биологических препаратов можно в большей степени или полностью отказаться от химии. Для этого необходим постоянный мониторинг растений, с целью установления присутствия паразитов.

При первых признаках появления паутинного клеща необходимо разместить пакетик с биологическими агентами на каждое растение возле пораженного саженца. А для профилактики можно повесить такие пакетики на все растения.

Однако биологическая защита растений пока очень дорогое средство, и химия остается более дешевым и доступным методом борьбы с вредителями. Тем более что сроки хранения биологических агентов крайне ограничены. Будем надеяться, что в будущем ситуация изменится в пользу здоровой пищи без химии, в чем и помогут биологические средства защиты растений.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500