Главное правило – не скрываться от банка. В первую очередь, заемщик должен оповестить банк о пошатнувшемся материальном состоянии.

Однако без документального подтверждения заемщик будет голословен, банк вряд ли отреагирует на данное сообщение. Нужно представить банку официальное подтверждение неплатежеспособности. Это может быть выписка из трудовой книжки, если клиент уволен; справка о рождении ребенка или появление других иждивенцев; чеки и справки из больниц и аптек, если он или член его семьи серьезно болен. Логично также представить справки о доходах, причем лучше будет, если 2: за тот период, когда был оформлен кредит и на настоящий момент. Справками подтвердите снижение суммы доходов.

Следует просить банк о реструктуризации долга. Это может быть увеличение срока выплаты кредита, «кредитные каникулы» или разрешение выплачивать лишь сумму основного долга, оставив комиссии «на потом».


Иногда в качестве варианта предлагают оформить новый кредит на более выгодных условиях для погашения первого. На такие меры банк может пойти лишь в том случае, если до этого момента заемщик показал себя как добросовестный клиент, регулярно и своевременно вносил ежемесячные платежи.

Если же банк отказывает в реструктуризации, есть смысл попросить его оформить отказ письменно и обратиться в суд с целью одностороннего расторжения договора о кредите.
Конечно, долг никто не простит, но удастся добиться реструктуризации через суд. Главное, с момента подачи заявления все штрафы и пени не начисляются к сумме основного долга. Таким образом, обращение к банку (а возможно, в суд), прояснение положения для заемщика - наиболее выгодная модель поведения.