Выплавка стали



Япония бедна железосодержащими рудами, поэтому для получения высококачественного железа заготовки на несколько лет закапывали в землю или погружали в болото. За это время из железа удалялись вредные примеси и шлаки. После того как заготовки «вылежались», кузнец приступал к ковке. Слитки железа превращались в пластины, которые складывали вдвое несколько раз, достигая не только многослойной структуры стали, но и равного содержания в ней углерода по всей длине, что защищало клинок от разрушения из-за неоднородного состава.
Современные исследователи считают, что японские мечи лишь ненамного превосходили европейские аналоги, так как основные технологические этапы совпадали.


Для изготовления настоящего японского меча использовалось, как минимум, два типа стали: твердой - с высоким содержанием углерода и вязкой - низкоуглеродистой. Кузнецы соединяли сталь разной твердости, чтобы совместить в клинке прочность, необходимую для режущей кромки, и гибкость, защищавшую меч от повреждений при ударах. В наиболее сложных мечах использовалось до семи видов стали, но получившиеся в результате клинки обладали самыми лучшими характеристиками.

После формирования заготовки клинка наступал этап термообработки, то есть закаливания. Именно закаливание обеспечивает режущей части меча необходимую прочность и устойчивость к механическому воздействию. При этом кузнецы решали задачу одновременного сохранения гибкости клинка. Достигалось это с помощью технологии так называемого неравномерного закаливания. На клинок наносился специальный состав на основе глины и золы с добавлением секретных ингредиентов, причем толщина слоя была разной: тоньше всего на режущей части, самая толстая – в середине клинка.

От заготовки - к клинку



Подготовленный таким образом меч нагревался до температуры приблизительно 760ºС, после чего резко охлаждался. В результате металл менял свою структуру, достигая наивысшей прочности в той области, где слой состава был наиболее тонок. Кроме того, на границе режущей части и основной поверхности формировался особенный рисунок, по которому мастера оценивали качество работы кузнеца. Кстати, изогнутая форма клинков в некоторых случаях достигалась именно деформацией в процессе закалки.
Вокруг японских мечей нагромождено огромное количество различных мифов. Чудесные свойства оружия самураев часто пропагандируются в западных фильмах.


Заключительные этапы создания японского меча – полировка и сборка. Для придания клинку блеска мастер-полировщик использовал до шестнадцати типов шлифовальных камней разной степени зернистости. После шлифовки к клинку прикреплялась узорная круглая гарда и рукоятка, обтянутая шкурой акулы или ската, позволявшая мечу не скользить в ладони. Ножны для меча изготавливались из лакированного дерева, в частности, магнолии.