Циклы картин Ван Гога


Знаменитый нидерландский художник написал две серии полотен, посвященных подсолнухам. Первый, парижский цикл изображает лежащие и уже увядающие цветы. Второй, более масштабный, был написан в Арле и содержит изображения подсолнухов, стоящих в вазе. Считается, что Ван Гог написал этот цикл, чтобы украсить дом к приезду Гогена, бывшего художнику близким другом. Арльская серия различается, в основном, только используемыми фонами. Картины написаны в характерной для Ван Гога манере - в них используются резкие и крупные мазки, упрощенные силуэты и чистые, яркие краски. При работе художник руководствовался стилем Вермеера, который использовал сочетание лазурного фона и бледно-желтых красок.
Момент написания Ван Гогом одной из картин был запечатлен Гогеном на полотне «Ван Гог рисует подсолнухи».


«Подсолнухи» Клода Моне


Эта картина была создана в 1881 году. На ней изображена небольшая ваза и огромный яркий букет подсолнухов. Задний фон размыт, и внимание зрителя остается прикованным к цветам. Моне писал картину небрежными волнистыми мазками, создающими впечатление динамики - головки золотистых цветов как будто покачиваются на ветру. Будучи основателем импрессионизма, художник применил при написании полотна все постулаты, характерные для будущих поклонников этого течения - воздушность, легкость, яркость красок, но большую реалистичность. Моне составлял картину не из четких линий, а из ярких световых пятен, сочетаний цветов и резких мазков, которые как бы передавали движение воздуха.

«Увядшие подсолнухи» Эгона Шиле


В то время как большинство художников ассоциировало подсолнухи с солнцем, жизнью и радостью, Эгон Шиле создал необычную картину «Увядшие подсолнухи». Художник-экспрессионист создавал произведения в характерной мрачной манере, используя блеклые краски, карикатурные линии и четкие формы. «Увядшие подсолнухи» имеют строгое готическое звучание, сами цветы сливаются по цвету с листьями и землей. В картине нет четкой композиции - видно, что куст подсолнухов выходит за пределы полотна сверху и снизу.
Картина Шиле долгое время считалась пропавшей во время Второй Мировой войны, однако она была найдена и продана на аукционе.


Произведение создает тревожное настроение - даже небо и солнце имеют блеклые краски, не имеющие общего с действительностью. Как поклонник экспрессионизма, Шиле придавал значение не столько реалистичности изображения, сколько собственному настроению и эмоциям, которые охватывали его при написании картины.