Казимир Малевич – родоначальник супрематизма



Родился будущий художник в 1878 году в Киеве в семье выходцев из Польши. Образование Малевич получил сначала в Киевской рисовальной школе, а затем – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Кроме этого, он в течение нескольких лет посещал художественную студию Ф. Рерберга.

Первое известное упоминание работ Казимира Малевича связано с 14 выставкой московского Товарищества художников в 1907 году, где были представлены 2 этюда художника. Участвовал он также в выставках «Бубнового валета», Первого Московского Салона, «Союза молодежи», «Ослиного хвоста», «Современной живописи».


Буквально за 10 лет с 1903 по 1913 года художник прошел путь от импрессионизма и символизма к русской разновидности фовизма – примитивизму и далее – к кубофутуризму и супрематизму.
Казимир Малевич выступил теоретиком новых течений в искусстве в брошюре «От кубизма и футуризма к супрематизму» (1915 год). За короткое время она выдержала 3 издания.


Начиная с 1910-х годов, творчество Казимира Малевича стало своего рода «испытательным полигоном», на котором проверялись и оттачивались новые возможности живописи. Искания шли в разных направлениях, но главным достижением художника в эти годы стал цикл картин, принесший Малевичу большую популярность. Это широко известные полотна «Корова и скрипка», «Авиатор», «Англичанин в Москве», «Портрет Ивана Клюна». В них художник продемонстрировал новый способ организации пространства картины, неизвестный французским кубистам.

«Черный квадрат» - гениальная картина или шарлатанство?



В середине 1915 года, написав более 39 картин, выдержанных в принципах кубизма, но тяготеющих к беспредметности, Малевич дал название новой живописи – супрематизм. Манифестом этого художественного направления стал знаменитый «Черный квадрат», который был продемонстрирован в 1915 году на последней выставке футуристов. Именно эта картина, по мнению самого художника, должна стать начало конца «видимой, предметной живописи». В своей брошюре Малевич провозгласил супрематизм началом новой культуры.
«Черный квадрат» и другие супрематистские картины художника представляют собой композиции, где главным становится изображение геометрических фигур на нейтральном по цвету фоне. В этих произведениях полностью отсутствует даже малейший намек на материальность. Тем не менее, работы Малевича отличает определенная природная гармония, которая выступает на «космическом» уровне.
В настоящее время известны три варианта картины «Черный квадрат», написанных Казимиром Малевичем.


Написание самой простой геометрической фигуры (квадрата), с использованием базовых цветов – черного и белого – уже почти сто лет будоражит умы, вызывая бурные споры.

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор разгадать тайну этой картины. Толкования этого полотна Малевича крайне противоречивы – от мрачного откровения гениального художника до образца убогости, от искусственно раздутого фетиша за которым нет абсолютно никакой тайны до иудейского символа, и даже акта самоутверждения сатанинского начала.

Как бы там ни было, Малевич создал великое полотно, которое, словно магнит, притягивает к себе любителей и специалистов живописи.