Главное – форма кроны


Дубовая крона – густая и пышная. Нет никакого смысла рисовать каждую веточку в отдельности. Если представить дуб на плоскости, получится, что в ширину он несколько больше, чем в длину – за исключением очень молодых деревьев, конечно. Поэтому лист лучше положить горизонтально.

Чтобы лучше на нем ориентироваться, проведите линию земли, отступив немного от нижнего края. Отступив от этой линии пару-тройку сантиметров вверх, нарисуйте твердым карандашом большую неправильную окружность. Лучше, если она получится кривой и слегка сплющенной снизу, ведь крона дуба имеет неправильную форму.


Наметьте положение ствола двумя короткими прямыми линиями между кроной и горизонталью. Расстояние между отрезками должно быть достаточно большим, ведь у дуба мощный ствол.
Рисовать лучше двумя карандашами. Твердый грифель нужен только для общих контуров, все остальное делается мягким карандашом.


Как держать карандаш?


Начинающий художник обычно держит карандаш так же, как и при письме. Ничего страшного в этом нет, во время работы вы должны чувствовать себя удобно и думать о рисунке, а не о материалах. Но некоторые штрихи удобнее выполнять, если держать карандаш за кончик, противоположный отточенному грифелю.

Кисть руки двигается свободно, и линии получаются уверенными и четкими. Именно таким способом и нужно обвести крону – быстрой непрерывной гармошкой. Начинать можно с любого места, но лучше от ствола.
Штрихи должны ложиться плотно друг к другу, тогда крона будет казаться пушистой.


Определите направления веток


Ветки у дуба толстые и крепкие. Обратите внимание на то, что они не всегда видны между листьев. Не обязательно прорисовывать каждую веточку – достаточно определить их направления. Если вы не очень в себе уверены, сделайте это твердым карандашом, едва заметными штрихами, а потом прорисуйте тем же способом, которым обводили крону. Только штрихи должны быть короче и плотнее, с более сильным нажимом.

Заключительный этап


Теперь вам осталось нарисовать листья. Нужно ли передавать форму именно дубового листка? Это зависит от обстоятельств. Например, если у вас очень крупный рисунок, листьям, которые находятся ближе всего к зрителю, можно хотя бы схематично придать нужную форму.

Если же дерево находится далеко от зрителя, лучше избежать лишних деталей. В этом случае можно поступить одним из следующих способов:
- заштриховать крону кругообразными движениями;
- натереть грифель на мелкой наждачной бумаге, набросать внутри кроны несколько пятен, насыпать туда натертый грифель и растереть кусочком бумаги;
- заполнить крону короткими прямыми штрихами, идущими в разных направлениях.

Во всех случаях листва на разных участках будет иметь разную плотность, что и нужно при изображении живого дерева. После этого вам останется только обвести мягким карандашом ствол и уточнить линию горизонта.