Совет 1: Спутники Сатурна

Точное количество спутников Сатурна неизвестно до сих пор, несмотря на то что возле этой планеты даже путешествовали Вояджеры. Первые четыре из них были обнаружены еще в XVII веке. На протяжении многих столетий ученые открывали все новые и новые спутники Сатурна. На данный момент известное человечеству число этих небесных тел составляет 62.

Особенности спутников Сатурна

Согласно мнению ученых, многие из спутников Сатурна стали сопровождать его сравнительно недавно. Дело в том, что эта планета отличается большими размерами и сильным гравитационным полем, что позволяет ей притягивать к себе даже крупные астероиды и кометы. Благодаря этому число спутников Сатурна может увеличиваться, притом большая часть этих небесных тел отличается настолько маленькими размерами и такой удаленной от планеты орбитой, что обнаружить их оказывается очень трудно.
Один из фактов, говорящих в пользу такой теории, заключается в том, что у Сатурна есть не менее 38 спутников с нерегулярной, т.е. сильно вытянутой, «обратной» орбитой или большим наклоном по отношению к экватору.

У спутников Сатурна есть две удивительных особенности. Во-первых, почти все они за редким исключением всегда оказываются повернуты к планете одной стороной – как Луна к Земле. Во-вторых, периоды обращения этих небесных тел в большинстве случаев либо равны, либо представляют собой равные величины. Например, Тефии, Телесто и Калипсо требуется одно и то же количество времени, чтобы совершить полный круг. При этом Мимас обращается вокруг Сатурна ровно вдвое быстрее, чем любой из этих спутников, а Энцелад – вдвое быстрее, чем Диона.
Именно это отчасти обеспечивает удержание и постоянное движение роскошных колец планеты.

Самые интересные спутники Сатурна

Безусловно, наиболее известным спутником этой планеты является Титан, и на то есть несколько причин. Во-первых, это самое крупное небесное тело, вращающееся вокруг Сатурна, и второй по величине спутник в Солнечной системе. По размерам он уступает только Ганимеду. Во-вторых, это единственный спутник в нашей Солнечной системе, который имеет собственную атмосферу. Похвастаться этим могут лишь немногие планеты, не говоря уже об относительно мелких небесных телах.

Однако важнее всего третья причина. Долгое время Титан считали копией Земли, поскольку была высока вероятность того, что эта планета имеет не только атмосферу, но и большое количество льда на поверхности, а потому там может развиваться жизнь. Увы, современные исследования показали, что атмосфера спутника состоит по большей части из азота, а его ледяные океаны – из метана и этана.

Интересны также Энцелад и Мимас. Мимас уникален тем, что почти треть его диаметра приходится на огромный ударный кратер, образованный в результате столкновения с другим небесным телом. Для ученых остается загадкой, как спутник уцелел после такой катастрофы. Энцелад же известен своими уникальными гейзерами, выбрасывающими мощные потоки ледяных частиц, и вулканами, извергающими глыбы льда напополам с паром.

Совет 2: Крупнейшие спутники Сатурна

Солнечная система включает 8 планет, каждая из которых имеет свои отличительные черты, к примеру, количественные и качественные характеристики спутников. Так, у Земли всего один постоянный спутник – это Луна, а такая планета как Сатурн имеет 62 спутника, большая часть которых считается постоянной, остальные же являются примыкающими или соседствующими.

Такое огромное количество спутников у Сатурна не случайно, ведь размер и площадь планеты позволяют притягивать случайные кометы и астероиды, которые со временем приобретают название спутника.

Крупнейшими спуниками Сатурна являются Титан, Рея, Япет и Диона. Самым крупным спутником является Титан, который был открыт в 1655 году. Данный небесный объект имеет диаметр свыше пяти тысяч километров (5150), а температура там составляет около -180С◦. Ученых до сих пор интересует яркий оранжевый окрас Титана. Споры по этому вопросу продолжаются и сегодня. Кто-то считает это последствием высокого давления у поверхности из-за смеси газов и прочих химических элементов, другие придерживаются точки зрения, по которой у Титана очень низкая плотности и ядро спутника вступает в реакции с поверхностью, тем самым сжигая ландшафт.

Открытый позднее спутник Рея имеет вторые размеры по величине среди всех спутников Сатурна. Спутник Рея был открыт в 1672 году. По своим размерам Рея уступает Титану, однако по сравнению со спутником Земли Луной имеет достаточно большую массу, которая составляет 2,3·1021. Размеры Реи – 1528 км в диаметре.

Третье место по размерам среди спутников Сатурна занимает Япет. Его расстояние в диаметре равняется 1436 км. Открыто это небесное тело было в 1671 году.

Диона – спутник с охра-красной поверхностью, диаметр которой составляет 1118 км. По снимкам, сделанным с научных станций видно, что ландшафт на Дионе схож с поверхностью Луны, поэтому можно утверждать, что на Дионе нет атмосферы. Спутник был открыт в 1684 году.

Видео по теме

Совет 3: Как выглядит планета Уран

Газовый гигант Уран кажется голубым из-за присутствующего в его атмосфере метана. Метановая дымка в высших слоях атмосферы хорошо поглощает красные лучи. Уран называют самой холодной планетой в Солнечной системе.
Инструкция
1
Уран получает от Солнца в 370 раз меньше тепла, чем Земля, он занимает седьмую орбиту от небесного светила. Поэтому освещенность днем здесь напоминает земные сумерки. Как и другие газовые планеты, Уран имеет полосы облаков, которые очень быстро перемещаются. Сложная система облаков включает в себя верхний слой, состоящий из метана, и нижний, где преобладает вода.
2
Ось вращения Урана наклонена на угол 98°, планета вращается практически лежа на боку. Поэтому она попеременно обращена к Солнцу то южным полюсом, то экваториальным, то арктическим, а иногда — средними широтами. Экваториальные районы получают меньше солнечной энергии, чем полярные.
3
Считается, что Уран имеет самую низкую температуру среди планет, ее значение колеблется от -208°С до -212°. Из-за этого планету часто называют ледяным гигантом, ее недра составляют ледяные глыбы и горные породы. Однажды была зафиксирована температура на поверхности Урана -224°С.
4
Уран совершает один оборот вокруг Солнца примерно за 84 года, 42 из них нагревается один полюс планеты, в то время как другой остается в тени. Возможно, это является одной из причин таких низких температур на планете. Вторая причина заключается в том, что, в отличие от стальных гигантов Юпитера и Сатурна, в составе Урана много высокотемпературных ледяных модификаций.
5
Как и все газовые планеты, Уран не имеет твердой поверхности. Его видимая поверхность - мощная атмосфера, толщина которой составляет не менее 8000 км. Она состоит на 83% из водорода, на 15% из гелия, также в ней присутствует 2% метана.
6
У Урана есть девять узких, темных и плотных колец. Каждое из них движется как единое целое. Состоят они из тонкой пыли и каменных частиц, не превышающих по размеру нескольких метров.
7
Спутниковая система планеты лежит в его экваториальной плоскости почти перпендикулярно к плоскости орбиты, в данный момент известно 27 спутников Урана. Ни один из них не имеет своей атмосферы, а их орбиты быстро эволюционируют.
8
Спутники Урана Титания и Оберон похожи друг на друга, их радиусы примерно в два раза меньше радиуса Луны, а поверхности покрыты сеткой тектонических разломов и старыми метеоритными кратерами. По предположениям ученых, в ближайшие несколько миллионов лет некоторые из спутников столкнутся друг с другом, рассыпятся на множество частей, которые дадут начало новым кольцам планеты.
Видео по теме
Источники:
  • Планеты Солнечной системы. Уран
  • Загадочная планета Уран, лежащая на боку

Совет 4: От чего зависит количество часов в сутках

В сутках 24 часа – это известно всем с детства. Между тем, вопрос о продолжительности даже земных суток не так прост, как может показаться на первый взгляд, а ведь сутки есть не только на Земле.
Данное понятие возникло еще в древности. Продолжительность суток не вызывала сомнений, что даже нашло выражение в пословице: «День да ночь – сутки прочь». Время, принимаемое за начало суток, менялось от народа к народу и от эпохи к эпохе. Сейчас концом предыдущих суток и началом последующих считается полночь. В Древнем Египте сутки считали от рассвета до рассвета, у древних евреев – от вечера до вечера (сейчас такой счет сохранился в Православной церкви).

Сутки на Земле

Развитие науки уточнило понятие суток: время, за которое планета совершает полный оборот вокруг своей оси. Это движение определяется по положению светил на небосводе.

В астрономии сутки отсчитываются от пересечения меридиана светилом. Такое пересечение называется верхней кульминацией, а за точку отсчета традиционно принимается Гринвичский меридиан. Значение имеет пересечение меридиана центром видимого солнечного диска (это называется истинным Солнцем), средним Солнцем (воображаемой точкой, которая в течение тропического года совершает полный оборот вокруг точки весеннего равноденствия, равномерно продвигаясь по экватору) и точкой весеннего равноденствия или определенной звездой. В первом случае говорят об истинных солнечных сутках, во втором – о средних солнечных, в третьем – о звездных.

Продолжительность звездных суток отличается от продолжительности солнечных. Земля не только вращается вокруг своей оси, она еще и движется вокруг Солнца. Чтобы Солнце появилось на небосводе, Земле приходится сделать чуть больше полного оборота вокруг своей оси. Поэтому продолжительность солнечных суток, используемых в быту, равна 24 часам, а звездных – 23 часа 56 минут 4 секунды. Этот промежуток времени учитывается при решении астрономических задач.

Продолжительность истинных солнечных суток постоянно колеблется из-за неравномерного движения Земли по орбите, поэтому для удобства в основу счета времени положены средние солнечные сутки, продолжительность которых составляет 24 часа.

Сутки на других объектах Солнечной системы

Еще более поразительные явления, касающиеся продолжительности суток, можно наблюдать на других планетах и спутниках. Что касается последних, значение имеет не только вращение вокруг своей оси и движение вокруг Солнца, но и обращение вокруг своей планеты и наклон оси. Например, на Луне средние солнечные сутки длятся по земному счету 29 суток 44 минуты 2,82 секунды, а отклонение истинных солнечных суток от этого показателя могут достигать 13 часов.

Кроме Луны, Фобоса, Деймоса и Харона все спутники в Солнечной системе вращаются вокруг планет-гигантов. Гравитация этих колоссальных планет замедляет вращение спутников, поэтому у большинства из них сутки оказываются равными периоду обращения вокруг планеты. Но есть одно небесное тело, которое выбивается из общей картины – Гиперион, один из спутников Сатурна. Из-за орбитального резонанса с другим спутником – Титаном – скорость его вращения постоянно меняется. Одни сутки на Гиперионе могут отличаться от других на несколько десятков процентов!

Среди планет по продолжительности суток наиболее близок к Земле Марс: марсианские сутки длятся 24 часа 39 минут 35,244 секунды.
«Рекордсменами» по продолжительности суток можно считать Венеру и Юпитер. На Венере сутки самые длинные – 116 земных дней, а на Юпитере – самые короткие, чуть меньше 10 часов. Впрочем, применительно к Юпитеру и другим газовым гигантам о продолжительности суток говорят лишь как о среднем показателе. Вещество, составляющее газовый шар, вращается с разной скоростью на различных географических широтах. Например, точная продолжительность суток на экваторе Юпитера – 9 часов 50 минут 30 секунд, а у полюсов – на одну секунду меньше.
Источники:
  • Астрономические основы календаря

Совет 5: Что за планета Меркурий

В Солнечной системе в настоящий момент числится 8 планет. Ближайшей к Солнцу и самой маленькой является Меркурий. Его принято относить к планетам земной группы, в которую входят Марс, Венера и Земля.

История и гипотезы

Астрономы открыли Меркурий еще в древности, однако они считали, что вечером и утром наблюдают две разные «звезды», а не одну и ту же. Меркурий получил свое название в честь древнеримского бога, который являлся покровителем торговли, воров и путешественников.

Меркурий можно увидеть невооруженным глазом утром незадолго до восхода Солнца и вечером после его захода. Меркурий — самая ближняя планета к Солнцу, поэтому производить наблюдения за ним довольно сложно. На земном небосклоне от Солнца он отходит максимум на 29°.

В настоящее время существует любопытная гипотеза о том, что Меркурий является очень давно потерянным спутником Венеры. Математическое моделирование продемонстрировало, что этот вариант не исключен, к тому же он может объяснить довольно странное «замедленное» осевое вращение обеих планет. К сожалению, для подтверждения гипотезы требуются детальные исследования, которые в настоящий момент невозможны.

Факты о Меркурии

Меркурий (после того, как Плутон был лишен статуса планеты) является самой маленькой планетой Солнечной системы. Его радиус составляет 2440 км, а среднее удаление от Солнца — 58 млн. км. Масса этого небесного тела меньше земной фактически в 20 раз, нужно отметить, что Меркурий значительно меньше некоторых спутников Сатурна и Юпитера. Сам он спутниками не обладает.

Атмосфера Меркурия создается солнечным ветром, она очень разрежена и состоит из гелия. У самой поверхности Меркурия давление этой атмосферы в 500 млрд раз меньше, чем нормальное давление воздуха на Земле. Максимальная температура на освещенной стороне Меркурия достигает 430°С, при этом на темной стороне планеты температура может опускаться до -170°С. Интересно, что такие сильные температурные перепады не проникают глубоко под поверхность планеты, поскольку ее внешний слой очень сильно измельчен и работает отличной теплоизоляцией. На глубине всего нескольких десятков сантиметров температура постоянно держится на уровне 80 °С.

Меркурий обладает очень вытянутой орбитой. К примеру, расстояние от Меркурия до Земли может колебаться в пределах от 82 до 217 млн км. При этом Меркурий движется по своей орбите быстрее прочих планет, средняя скорость этого движения составляет 48 км/с, а полный оборот вокруг Солнца он составляет за 88 привычных земных суток. Удивительно, что суточное вращение Меркурия одно из самых медленных среди всех планет. Вокруг своей оси он оборачивается за 2/3 меркурианского года или за 58,6 земных суток.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500