Совет 1: Как делают лоботомию

Практически сразу после своего появления лоботомия начала вызывать споры как среди ученых, так и в широкой общественности. Подобное хирургическое вмешательство считали и «негуманным», и «относительно эффективным» при лечении некоторых заболеваний. По мнению ряда современных ученых, несмотря на то, что известно несколько методов лоботомии, механизм ее влияния и последствия изучены недостаточно.

Мониш - основоположник метода

Впервые технику проведения лоботомии разработал португальский ученый Эгаш Мониш в 1935 году. Год спустя по его методу провели первую операцию. Сам Мониш, страдавший от подагры, не принимал в ней практического участия. Он руководил действиями нейрохирурга Алмейда Лима, который проводил вмешательство.

Эгар Мониш, считающийся основоположником лоботомии, назвал свое детище лейкотомией (что в переводе с греческого означает «белый разрез»), так как в данном случае хирургу требовалось лишь прорезать белое вещество нейрональных связей, которые соединяли лобные части мозга с другими отделами. Автор этой методики предполагал, что это хирургическое вмешательство способно помочь в лечении самых безнадежных пациентов.

Нобелевская премия, которую вручили Монишу в 1949 году «за открытие терапевтического воздействия лейкотомии при некоторых психических заболеваниях», послужила толчком для признания и распространения методики во всем мире. Однако не так много ученых занимались изучением возможных последствий лоботомии.

Лоботомия Фримена

Американский психиатр Уолтер Джей Фримен разработал собственную методику проведения этой операции. Впервые она была воплощена в жизнь одновременно практически с лоботомией Мониша - в 1936 году. Метод Фримена, получивший название «трансорбитальной лоботомии», считался в то время гораздо менее травматичным, ведь все манипуляции выполнялись через веко пациента. Хирургу в данном случае уже не нужно было сверлить череп больного.
По словам Фримена, подобное вмешательство могло устранить эмоциональную составляющую недуга «душевнобольных», которые впоследствии существовали «на уровне сидящего дома инвалида или домашнего животного».

Как утверждал американский ученый, подобное вмешательство было необходимо пациентам, страдающим от самых различных психических отклонений (психозы, депрессия, бессонница, перепады настроения, неврозы, девиантное и криминальное поведения, а также гомосексуализм). Однако со временем на операционный стол попадали и те, кому вовсе не требовались подобные меры, например, трудные подростки.

Для первой лоботомии, выполнявшейся по методу американского психиатра, в качестве обезболивания использовался электрошок. Зауженный конец специального инструмента, по форме близкого к ножу для колки льда (сначала Фримен именно его и применял во время операци), через кость глазной впадины вводился в мозг пациента. Тонкая кость пробивалась с помощью хирургического молотка. Затем хирург движением рукоятки рассекал волокна лобных долей.

Некоторые люди, перенесшие такую операцию, становились безвольными, апатичными и безучастными. Иногда пациентам приходилось осваивать самые простые навыки - самостоятельно держать ложку, ходить в туалет и одеваться.
Лоботомия получила широкое распространение в массовой культуре, став одним из символов так называемой «карательной психиатрии», а в СССР «бесчеловечный» метод Фримена нередко использовали для критики «буржуазной» науки.

Советская методика проведения операции

Свой вклад в развитие и усовершенствование лоботомии внесли и ученые Советского Союза. После окончания Великой Отечественной войны исследованиями в области психохирургии занялся выдающийся советский нейрохирург Б. Г. Егоров, который разработал еще одну методику проведения лоботомии.

Вместо того, чтобы действовать через фрезевое отверстие или крышу орбиты, Егоров предложил проводить костно-пластическую трепанацию. В этом случае в распоряжении хирургов оказывался более широкий обзор, что позволяло гораздо более точно осуществлять все необходимые вмешательства в головной мозг пациента. Метод советского ученого также подразумевал более щадящее проведение лоботомии - обычно хирург действовал в пределах одной лобной доли, исключая тем самым возможность повреждения подкорковых образований и пирамидных путей.

Совет 2: Что такое лоботомия

Лоботомия – это нейрохирургическая операция, заключающаяся в отделении лобных долей мозга от его основной части при помощи надреза. Операция проводится путем проникновения специального инструмента через верхние отделы глаз. Операция выполнялась ранее для лечения буйных, психически больных людей.

История лоботомии

Лоботомию разработал нейрохирург и психиатр Эгар Мониш в 1936 году. В 1949 году он получил нобелевскую премию за открытие этого вида лечения. Эта нейрохирургическая операция много лет считалась лучшим лечением буйных, психически неуравновешенных больных.

Ранее считалось, что лобные доли головного мозга не оказывают существенного влияния на поведение человека. Мнение ученых кардинально изменилось после одного несчастного случая, произошедшего со строителем Финеасом Гейджом. Работник проводил прокладку железной дороги, когда ему в щеку вошел металлический прут диаметром 3,2 см. Он вошел чуть ниже левой глазницы, а выходное отверстие располагалось на границе лобной и теменной костей.

Это ранение лишило строителя большей части лобной доли левого полушария головного мозга. Несчастному удалось выжить, и даже продолжить активный образ жизни. Однако он полностью утратил эмоциональную составляющую психики. Психиатры стали активно изучать феномен Гейджа и вскоре пришли к выводу, что повреждение лобных долей головного мозга приводит к серьезным изменениям психики. Дальнейшие труды в этом направлении привели к открытию лоботомии.
С 1940 по 1943 годы лоботомия была особенно популярна. Некоторые врачи-психиатры обрезали абсолютно здоровые ткани мозга с целью изменения поведения пациента. В результате несчастному становилось еще хуже, чем до операции.

Эта операция было очень популярна в США в начале 1950-х годов. Однако она постоянно подвергалась резкой критике, поскольку имела множественные негативные последствия. Позже операцию запретили во многих странах мира. Советский Союз был первым государством, где ученые заговорили о вреде данного вида операции. После более серьезного изучения влияния лоботомии на психику человека в СССР этот вид лечения был официально запрещен в 1950 году.

Побочные действия от операции зачастую превышали пользу для здоровья человека. Некоторые врачи-психиатры обрезали абсолютно здоровые ткани мозга с целью изменения поведения пациентов. В результате, несчастному становилось еще хуже, чем до операции. Нередко операции заканчивались летальным исходом.

Среди самых распространенных побочных эффектов психиатры отмечали эпилептические припадки, расстройство дефекации и мочеиспускания, кровоизлияние в мозг с последующей атрофией определенной части тела, резкое увеличение веса, изменение психики человека. Пациенты утрачивали способность рассуждать, превращались в «живые овощи».

Проведение лоботомии

Операция проводилась двумя специальными инструментами – орбитокластом и лейкотомом. Душевнобольного укладывали на стол, и после анестезии проникали орбитокластом через отверстие в верхней части глазницы. С помощью лейкотома удалялись нервные волокна между лобными долями головного мозга и всей остальной его частью.
Известные люди, перенесшие лоботомию: актриса кино и театра, Френсис Фармер, Вивьен Ли – исполнительница ведущих ролей в кино и Джуди Гарлэнд, величайшая актриса за всю историю США.

Существовала и иная форма операции. С помощью ножа для колки льда врач пробивал у пациента отверстие над глазной костью, затем отсекал волокна нервных клеток по всей лобной доле. Так проводил лоботомию Уолтер Фримен – американский психиатр, используя в качестве обезболивания электрошок.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500