Совет 1: Что такое мономер

Не все помнят из курса химии, что такое мономер, и какую роль он играет в повседневной жизни. На самом деле, мономеры оказывают важнейшее влияние на окружающий мир и участвуют в образовании многих необходимых сегодня соединений.
Мономер (от греческого «моно» - один и «мерос» «часть») является атомом или небольшой молекулой, которая может образовывать полимерные связи. Также мономерами часто называют мономерные звенья в составе полимерных молекул. Наиболее распространенным природным мономером является глюкоза, которая образует такие полимеры, как целлюлоза и крахмал, и составляет более 76% массы всех растений. Чаще всего термин «мономер» относится к органическим молекулам, которые образуют такие синтетические полимеры, как, к примеру, винил хлорид, который используется для производства полимер поливинил хлорида (ПВХ). К другим органическим мономерам можно отнести молекулы ненасыщенных углеводородов - алкены и алкины.

Аминокислоты являются естественными мономерами, которые при полимеризации формируют белковые соединения. Нуклеотиды (мономеры, расположенные в ядре клетки) полимеризуются с образованием нуклеиновых кислот - ДНК и РНК. Изопрен является естественным мономером и полимеризуется в форме натурального каучука. В промышленности также широко используются акриловые мономеры в виде акриловой кислоты, акриламида.

Мономеры различаются по функциональности. Они могут быть бифункциональными, если имеют две функциональные группы, трифункциональными - если три и т.д. Соединения с более низким молекулярным весом построены из мономеров, также называемых димерами, тримерами, тетрамерами, пентамерами, октамерами и т.д., если они, соответственно, имеют 2, 3, 4, 5, 8 и более мономерных единиц. Любое количество этих звеньев может быть обозначено соответствующим греческим префиксом, например декамер формируется из 10 мономеров. Большие числа часто пишутся на английском вместо греческого. Молекулы, увеличивающие небольшое число мономерных единиц до нескольких десятков, называются олигомерами.

Совет 2: Что такое атом

Название атома произошло от греческого слова «атомос», что означает «неделимый». Это случилось еще до того, как было обнаружено, что он состоит из множества более мелких частиц: электронов, протонов, нейтронов. Менять название не стали, приняв на Международном съезде химиков в Карлсруэ в 1860-м году, что атом – это мельчайший неделимый носитель химических свойств элемента.
В состав любого атома входит ядро, занимающее ничтожно малый объем, но сосредоточившее в себе практически всю его массу, и электроны, вращающиеся вокруг ядра по орбиталям. Обычно ядро нейтрально, то есть, суммарный отрицательный заряд электронов уравновешивается суммарным положительным зарядом протонов, содержащихся в ядре. Находящиеся в нем же нейтроны, как легко догадаться из самого названия, не несут никакого заряда. Если же количество электронов превосходит количество протонов либо уступает ему, атом становится ионом, заряженным отрицательно или, соответственно, положительно.Строение атома было предметом жарких дискуссий, начиная с древних времен. Такие выдающиеся люди, как древнегреческий ученый Демокрит, древнеримский поэт Тит Лукреций Карр (автор знаменитого сочинения «О природе вещей»), считали, что свойства мельчайших частиц обусловлены их формой, а также наличием (или отсутствием) острых, выступающих элементов. Знаменитый физик Томсон, открывший в 1897 году электрон, предложил свою модель атома. Согласно ей, он представляет собою некое шарообразное тело, внутри которого, словно изюминки в пудинге или кексе, находятся электроны. Столь же знаменитый физик Резерфорд, ученик Томсона, опытным путем установил невозможность такой модели и предложил свою «планетарную модель» атома. В дальнейшем, усилиями многих всемирно известных ученых, таких, как Бор, Планк, Шредингер и др., планетарная модель получила свое развитие. Была создана квантовая механика, с помощью которой удалось объяснить «поведение» атомных частиц и разрешить возникшие парадоксы. Химические свойства атома зависят от конфигурации его электронной оболочки. Его масса измеряется в атомных единицах (одна атомная единица равна 1/12 массы атома изотопа углерода 12). Местоположение атома в Таблице Менделеева зависит от электрического заряда ядра. Атомы имеют столь ничтожные размеры, что их невозможно разглядеть даже в самый мощный оптический микроскоп. Изображение электронного облака вокруг атомного ядра можно получить с помощью электронного микроскопа.
Видео по теме

Совет 3: Что такое рнк

Тела всех живых существ состоят из белковых структур, которые выполняют множество функций. Например, мышцы, позволяющие передвигаться нашим телам, строятся из белков, образующихся при участии РНК в результате биосинтеза. И как утверждают ученые, именно из РНК полимеров начиналась жизнь на нашей планете.
Рибонуклеиновая кислота – это полимер, который состоит из нуклеозидфосфатных элементов, объединенных между собой фосфодиэфирными связями. Макромолекулярная структура РНК в основном имеет вид однониточной цепи, которые в свою очередь могут образовывать двуспиральные участки. Эта кислота играет важнейшую роль в процессе жизнедеятельности всех живых организмов, участвуя в синтезе белков и образовании генетического материала. По телевидению и в прочих СМИ часто говорят о ДНК и связанных с ней открытиях, но при этом редко упоминают о рибонуклеиновой кислоте. А между прочим, интересным фактом является то, что на земле существуют организмы, которые не несут в себе ДНК код, а содержат только РНК. И, по мнению некоторых ученых, первые живые организмы образовались именно из этой структуры. При этом важно отметить, что различные типы РНК в клетках бактерий, растений и животных выполняют разные роли. Образование РНК происходит внутри клеток, а точнее, внутри клеточного ядра. Под воздействием полимераз ферментов, которые катализируют образование нуклеиновых кислот, на матрице дезоксирибонуклеиновых кислот происходит процесс биосинтеза Рибонуклеиновых кислот. У вирусов же этот процесс происходит на РНК-зависимых РНК-полимеразах.Типы РНКИнформационная РНК – этот тип рибонуклеиновых кислот, имеет самую большую длину цепи, среди остальных. И-РНК играет роль переносчика наследственной информации в цитоплазму клетки из ее ядра.Транспортная РНК – участвует в процессе синтеза белка и занимается доставкой аминокислот к рибосомам. Этот тип РНК, как и предыдущий, располагается в ядре и цитоплазме клетки и имеет самую меньшую длину – 75 нуклеотидов. Но, не смотря на малую длину цепочки, т-РНК имеет самую сложную структуру.Рибосомальная РНК – этот тип содержится в ядрышках и рибосомах клеток. Основной функцией этого типа РНК, является трансляция, катализ и образование связей между аминокислотами и т-РНК.
Видео по теме
Источники:
  • Рибонуклеиновые кислоты

Совет 4: Что такое ДНК

Загадки природы, связанные с существованием огромного количества разных, но и во многом схожих форм жизни, терзали ученых, философов и мыслителей с незапамятных времен. Механизм передачи наследственных признаков оставался тайной за семью печатями вплоть до середины двадцатого века. Сейчас же любой школьник знает о том, что такое ДНК и какую роль она играет в передаче генетической информации.
Инструкция
1
Аббревиатура ДНК образована от термина «дезоксирибонуклеиновая кислота», под которым понимают множество химических соединений, фактически представляющих собой сложные биополимеры, относящиеся к классу нуклеиновых кислот.

Молекулы этих соединений являются физическими носителями наследственной информации в организмах живых существ большинства типов. Благодаря им осуществляется генетическая программа развития и формирования организма, обеспечивается сохранение видовых признаков в процессе эволюции и т.д.
2
У клеточных организмов, относимых к эукариотам, ДНК, как правило, входит в состав хромосом, которые располагаются в ядре клетки. Также ДНК может содержаться в митохондриях или пластидах (у растений). У бактерий и архей ДНК просто прикреплена к клеточной мембране. Существуют и неклеточные формы жизни (вирусы), содержащие ДНК.
3
Структурно молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты представляет собой полимер. То есть она состоит из множества блоков всего нескольких типов, соединенных в длинную цепочку. Такими блоками в ДНК являются нуклеотиды - соединения дизоксирибозы и фосфатной группы.
4
Фосфатная группа отличает один нуклеотид ДНК от другого. Выделяют четыре фосфатных группы - аденин и тимин, гуанин и цитозин. Соответственно, может быть всего четыре типа нуклеотидов. Фосфатные группы могут соединяться между собой. При этом аденин соединяется только с тимином, а гуанин - только с цитозином. Порядок следования различных нуклеотидов в цепочке ДНК кодирует весь объем генетической информации организма.
5
Молекулы ДНК, содержащиеся в клетках высших организмов, как правило, попарно объединены и закручены в двойную спираль. В клетках бактерий или низших грибов могут встречаться линейные или кольцевые молекулы ДНК.
6
Как вещество ДНК была выделена еще в 1869 году Иоганном Фридрихом Мишером. Однако лишь в середине двадцатого века было доказано, что дезоксирибонуклеиновая кислота несет функции передачи генетической информации. До этого она воспринималась научным сообществом как механизм создания запасов фосфора в организме.
Видео по теме

Совет 5: Что такое полимер

Полимер – высокомолекулярное химическое вещество, состоящее из большого количества мономерных звеньев. Благодаря цепному строению, полимеры обладают высокой эластичностью и способностью резко менять свои физические свойства под воздействием реагентов.
Полимеры получили такое название (от греч. «поли» - много) из-за своей сложной структуры. Эти химические вещества создаются путем многочисленных связей между атомами и состоят из длинных макромолекул. Количество звеньев цепи полимера носит название степени полимеризации. Сложное вещество считается полимером, если при добавлении к нему еще одного мономерного звена его свойства не изменяются.Мономерное звено – это структурный элемент полимера, который постоянно повторяется, образуя цепочку. Звенья состоят из нескольких атомов и группируются по определенному принципу, которые, повторяясь, составляют структуру полимера.Полимеры имеют как органическое, так и неорганическое происхождение. К органическим полимерам относятся белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты, а также каучук и др. Неорганические полимеры производятся искусственным путем на основе элементов природного происхождения. Для этого применяют полимеризацию, поликонденсацию и другие химические реакции. При этом название искомого полимера формируется из соединения приставки при- с названием участвующего мономера.Люди используют полимеры во многих областях своей жизни, например, при изготовлении одежды, строительстве, автомобильной промышленности, производстве бумаги, в медицине и т.д. Это такие природные материалы, как кожа, мех, шелк, глина, известь, каучук, целлюлоза и пр. Искусственные полимеры – капрон, нейлон, полипропилен, пластмасса, стекловолокно и др.Живые ткани растительных и животных организмов представляют собой многочисленные сложные соединения, называемые биологическими полимерами. Это белки, уникальные цепочки ДНК, целлюлоза. Свойства полимеров разнообразны и зависят от молекулярного строения. Собственно, жизнь на земле зародилась благодаря возникновению высокомолекулярных соединений. Это явление имеет название химической эволюции.Существует два состояния полимеров – кристаллическое и аморфное. Основное условие кристаллизации полимерной молекулы – наличие и регулярность повторения достаточно длинных участков.Аморфные полимеры, в свою очередь, могут существовать в трех физических состояниях: стеклообразное, высокоэластическое и вязкотекучее, а также могут переходить из одного состояния в другое. Например, полимеры, которые способны при высокой температуре переходить из высокоэластического состояния в стеклообразное, называются эластомерами (резина, каучук), а при низкой – термопласты или пластики (полистирол). Эта температура называется температурой стеклования.Полимеры могут менять свои свойства во время различных химических реакций. Например, при вулканизации каучука или дублении кожи происходит так называемое «сшивание» молекул, т.е. образуются прочные молекулярные связи.

Совет 6: Что такое синтетические полимеры

Синтетические полимеры – искусственно полученный материал путем синтеза простых низкомолекулярных субстанций. Полимеры нашли широкое применение в легкой, тяжелой и пищевой промышленностях, строительстве и др.
Инструкция
1
Полимер представлен макромолекулярным веществом, состоящим из периодически повторяющихся цепных структур – мономеров. В полиграфии, тяжелой индустрии, в легкой и пищевой промышленностях применяются самые разнообразные синтетические полимерные материалы. Речь идет об эластомерах – синтетическом каучуке и резине, пластомерах – синтетических смолах и пластических массах, красках, клеях, синтетических волокнах и тканях, фотополимерах, «свободных» пленках и др.
2
Синтетические полимеры являются результатом полимеризации, сополимеризации и поликонденсации. Свойства полимеров определяет их молекулярная масса. Материалы, обладающие большей молекулярной массой, показывают более высокую механическую прочность на изгиб, разрыв, скручивание, но худшую растворимость. Все синтетические полимеры имеют одну характерную особенность, заключающуюся в полидисперсности. То есть молекулы одного и того же полимера могут быть разной величины и с разным количеством структурных звеньев. Поэтому, говоря о молекулярной массе полимера, подразумевается не истинное значение массы каждой молекулы, а лишь среднее ее значение.
3
При высокой температуре синтетические полимеры плавятся, а при низкой приобретают аморфную структуру. Некоторые материалы могут приобретать и кристаллическую структуру. При этом они обладают более высокой температурой плавления и большей прочностью. Синтетические полимеры могут быть термопластическими и термореактивными. Первые способны многократно переплавляться без особой потери первоначальных свойств, а вторые необратимо затвердевают при продолжительном нагревании вследствие протекания термохимических реакций.
4
Синтетические полимерные материалы существенно превосходят по многим параметрам цветные и черные металлы, стекло, древесину и др. Это достигается за счет меньших затрат на производство, монтаж и дальнейшую эксплуатацию. Например, в легкой промышленности создаются ткани и трикотаж из лавсана, нейлона, нитрона, полипропилена и др. Они отличаются повышенной прочностью, легкостью, эластичностью, низкой теплопроводностью и стойкостью к химическим, физическим и атмосферным воздействиям.
5
В строительстве наибольшее применение нашли карбомидные и фенолформальдегидные смолы. Из них получают трубы, пленку, плитку, теплоизоляционные материалы, бумажные пластики, лаки, клеи, гидроизоляционные составы и др. В типографии применяют полистерол для отливки пробельного материала и типографских шрифтов. Поливинилхлорид незаменим при изготовлении плоских и ротационных стереотипов, книжных переплетов, дубликатов клише и др.

Совет 7: Что такое стоматит

Существует несколько видов стоматита, каждый из которых может быть вызван внешними факторами, непереносимостью медикаментов, несоблюдением норм гигиены. Стоматит может быть как самостоятельным заболеванием, так и осложнением уже имеющихся.

Виды стоматита

Стоматит - это воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта. Слизистая оболочка ротовой полости сообщается с внешней средой и легко может подвергаться воздействию всевозможных раздражающих факторов: механических, термических, химических, микробных, вирусных, физических, аллергических (экзо- или эндоаллергенов). Наиболее частым проявлением всех раздражающих факторов является именно стоматит.

Часто стоматит может сочетаться с другими воспалительными заболеваниями, но не нужно путать его с глосситом, при котором воздействию подвергается язык, хейлитом, поражающем губы, палатинитом, являющимся заболеванием неба. В зависимости от причин возникновения и симптомов выделяют следующие виды стоматита: аллергический, катаральный, афтозный, грибковый, герпетический, травматический.

Признаки стоматита

Самым распространенным видом является катаральный стоматит, признаками которого являются покраснение и отечность слизистой оболочки полости рта. Такой стоматит может быть спровоцирован несоблюдением элементарных правил гигиены.

Аллергический стоматит может возникнуть как следствие гиперчувствительности организма на определенный химический раздражитель, которым вполне может стать медицинское средство. Часто аллергические стоматиты возникают при ношении полных съемных протезов людьми пожилого возраста, так как в пластмассе, из которой изготовлены эти протезы, содержится краситель и остаточный мономер. Если такая проблема есть, следует заменить пластмассу протеза на бесцветную.

Грибковый стоматит характеризуется белым налетом на слизистой, который можно снять при соскабливании. В народе такое заболевание называют молочницей. Вызван грибковый стоматит дрожжевыми грибами, которые относятся к роду Сandida.

К герпетическому стоматиту приводит заражение вирусом герпеса.

При афтозном стоматите в полости рта наблюдаются язвочки – афты – с красной окантовкой по периферии. Для такого стоматита характерно сезонное обострение в осенне-зимний период.

Травматический стоматит возникает как следствие воспаления механических повреждений в полости рта.

Среди общих признаков стоматита можно выделить такие, как:

- спонтанное повышение температуры тела;
- плохой аппетит;
- беспокойство, плаксивость (если речь идет о ребенке);
- налет на слизистой;
- язвочки;
- плохой запах из ротовой полости;
- покраснение и воспаление слизистой полости рта.
Источники:
  • Стоматит

Совет 8: Что такое триплет (кодон)

Биосинтез белка – важнейший процесс в живом организме. В каждой клетке содержится множество белков, в том числе и тех, что присущи только этому виду клеток. Поскольку все белки рано или поздно разрушаются, их нужно непрерывно восстанавливать. Этот процесс требует затрат энергии, универсальным источником которой является АТФ.

Что такое первичная структура белка

Первичная структура белка – последовательность аминокислот, соединенных пептидными связями, – определяет все многообразие функций этих макромолекул. Информация о первичной структуре заключена в последовательности нуклеотидов.

Что называется геном и сколько их в одной хромосоме

Участок ДНК, содержащий информацию о структуре одного белка, – это ген. В одной хромосоме могут располагаться сотни генов. Сами хромосомы представляют собой нити хроматина, накрученные на особые белки, как нитки на катушку (комплекс белков с хроматином). Впрочем, в период между делениями клетки, когда функционируют гены, нити хроматина раскручены (деспирализованы).

Как аминокислоты закодированы в ДНК

Белки – это крупные полимерные молекулы. Их мономерами являются аминокислоты. Каждой аминокислоте в молекуле ДНК соответствует последовательность из трех нуклеотидов – триплет.

Всего в состав белков входят около 20 аминокислот. Каждой из них соответствуют свои триплетные сочетания нуклеотидов ДНК, причем одну аминокислоту могут кодировать несколько триплетов. Считается, что такая избыточность генетического кода повышает надежность хранения и передачи наследственной информации.

Азотистые основания – «кирпичики» триплетов

В молекуле ДНК присутствуют четыре азотистых основания: аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г) и цитозин (Ц). Из них и составляются триплеты. Общее число возможных комбинаций (кодонов) составляет 4^3=64. Таким образом, можно было бы закодировать 64 аминокислоты, но нужно только 20. Потому-то некоторые разные сочетания и соответствуют одной и той же аминокислоте. К примеру, кодирующие триплеты аминокислоты аланина – это ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА и ГЦГ. Случайная ошибка в третьем нуклеотиде никак не повлияет на структуру белка.

Какие триплеты являются «знаками препинания»

Одна молекула ДНК включает в себя множество генов. Чтобы их как-то разделить, существуют триплеты, сигнализирующие о начале и конце того или иного гена – «знаки препинания». Этими кодонами являются УАА, УАГ, УГА. Когда в процессе трансляции они появляются на рибосоме, синтез белка заканчивается.

Важные свойства генетического кода

Генетический код специфичен: это означает, что триплет всегда кодирует одну-единственную аминокислоту, и никакую другую. Кроме того, код универсален для всего живого, будь то бактерия или человек.

Совет 9: Что такое пищеварительная система человека

Человеку для жизнедеятельности необходимы питательные вещества: белки, аминокислоты, моносахара и т.п. Все это есть в продуктах питания, но в сложном, малоусвояемом виде. Чтобы клетки получили необходимые им вещества, пища должна быть подвергнута расщеплению. Эту задачу выполняет пищеварительная система.
Пищеварение - это процесс механической переработки пищи и ее химического расщепления на растворимые, легкоусвояемые вещества, которые затем транспортируются кровью к клетками организма. А совокупность органов, осуществляющих данный процесс, называется пищеварительной системой. Ее структурными единицами являются пищеварительный канал и пищеварительные железы. Пищеварительный канал состоит из следующих отделов: ротовой полости, глотки, пищевода, желудка, толстого и тонкого кишечника. Мелкие пищеварительные железы содержаться в большом количестве в слизистой оболочки органов, участвующих в переработке пищи. А крупные железы, такие как слюнные, поджелудочная железа и печень находятся за пределами пищеварительного тракта и по протокам выделяют ферментативные соки в его полость. Соки пищеварительных желез содержат ферменты, которые катализируют строго определенные реакции: одни группы ферментов расщепляют белки, вторые - жиры, третьи - углеводы.Пищеварительная система в организме человека выполняет три функции: секреторную, двигательную и всасывательную.Секреторная функция заключается в химической обработке пищи соками, которые вырабатывают пищеварительные железы. В результате сложные углеводы, жиры и белки расщепляются до простых растворимых мономеров, способных проникать сквозь клеточные мембраны.Двигательная функция совершается благодаря перистальтике (сокращению мускулатуры стенок) пищеварительного тракта. И это способствует тщательному перемешиванию пищи по ходу ее продвижения из одного отдела системы в другой.После процесса переваривания питательные вещества попадают в лимфоток и кровоток через определенные участки слизистой оболочки органов пищеварительного канала. И тем самым выполняется всасывательная функция.Так как органы пищеварения недоступны для прямого наблюдения, поэтому были разработаны различные методы их исследования: рентгенологические, УЗИ диагностика, биопсия, лабораторные методы и др.

Совет 10: Что такое объемная акриловая лепка

Акрил служит превосходным средством для наращивания и украшения ногтей, поэтому чаще всего объемная лепка из этого материала применяется в салонах красоты. Но в последнее время акриловая лепка встречается и при отделке множества бытовых и декоративных предметов – авторучек, зажигалок, посуды. Таким необычным образом можно украсить даже сотовый телефон.

Лепка из акрила постепенно превращается в подлинное искусство. Если вы имеете желание овладеть этим мастерством, вам необходимо запастись некоторыми материалами. А развивать навыки лепки можно на протяжении всей жизни.

Материалы, которые потребуются для акриловой лепки, можно свободно приобрести в магазинах, где продают все для ногтевого сервиса. Основу будущей лепной работы составляет цветная акриловая пудра. Ее смешивают со специальной жидкостью-мономером до получения веществом консистенции пластичной массы. Для акриловой лепки подходит самоотверждаемый мономер классического типа, не имеющий запаха и обеспечивающий достаточную скорость полимеризации.

Лепные работы производят при помощи особой кисти. Удобна круглая или овальная кисточка, выполненная из ворса соболя или колонка. Кисть обильно смачивают в мономере, а затем самым кончиком ее набирают акриловую пудру. Пудра должна собраться в небольшой шарик, который аккуратно помещают на подлежащую декоративной отделке поверхность и раздавливают. В результате получается лепесток, форма и размеры которого определяются силой нажима кисти и направлением движений.

Самый распространенный образец акриловой скульптуры – цветок. Розочку нетрудно вылепить из одного шарика средних размеров, а множество маленьких шариков позволят создать ромашку или астру. Размер каждого шарика определяется степенью увлажнения кисточки перед нанесением на нее акриловой пудры.

Работа по лепке из акрила не терпит суеты, но должна выполняться достаточно быстро, ведь отверждение акрила происходит за считанные минуты. Опытному мастеру одной-двух минут обычно хватает, чтобы придать шарику требуемую форму. Каждый лепесток прорабатывается последовательно. Закончив с одним элементом, переходят к следующему. Более изящными лепестки акриловых цветов становятся, если прорисовать на них тонкие прожилки.

При наличии развитого воображения художественный репертуар можно расширить. Разноцветные акриловые шарики в умелых руках легко превращаются в элегантных бабочек, рыбок, стрекоз или просто в неповторимые узоры, сочетающие в себе различные абстрактные формы.

Видео по теме
Источники:
  • лепка из акрила
Источники:
  • мономеры
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500