Инструкция
1
Миф — не просто история о давних событиях. Во времена, когда мифологическое сознание было основой человеческого мышления, он задавал священные незыблемые образцы для любой деятельности.
2
Большая часть мифов повествует о происхождении чего-либо: о сотворении мира, о возникновении животных и растений, о создании человека. Даже то, что человек смертен, удостоилось мифологического объяснения у многих народов.Обычно бог-творец (или несколько богов) создают мир из первичного хаоса. Иногда, впрочем, первые боги сами возникают из хаоса и становятся основой упорядоченного мира. Например, греческая космогония говорит, что Хаос породил Урана (небо) и Гею (землю), ставших родителями всех титанов и предками богов.
3
Еще одна, очень популярная в наше время категория мифов называется эсхатологическими. Их тема — не создание вселенной, а ее конец. Например, согласно Библии, мир будет уничтожен во время второго пришествия Иисуса Христа. По представлениям же народов майя и ацтеков Земля гибнет регулярно, после того, как гаснет очередное солнце. Именно с этим мифом связана вера в конец света в день смерти шестого солнца, то есть, по современному календарю, в конце 2012 года нашей эры.
4
Третья важная разновидность мифических сюжетов — антропогонические, то есть посвященные происхождению и развитию человека. Как правило, основным действующим персонажем в них является не бог, а «культурный герой». Он наделен сверхъестественной силой и, странствуя по миру, он придает форму человеческой цивилизации и служит примером для подражания.Как иногда считается в современной науке, от антропогонических мифов о культурном герое в дальнейшем произошел героический эпос, затем — волшебная сказка, и в конечном счете — почти вся современная художественная литература.
5
Основой героического мифа служит сюжет путешествия. Герой рождается как обычный человек (хотя его появление на свет могут сопровождать знамения и чудеса), но со временем его сила начинает требовать выхода, и рано или поздно он отправляется в путь — совершать подвиги.Путешествие героя обязательно приводит его в Иное Царство (в чужую страну, на небо, к морскому царю, в загробный мир). Там он должен выполнить трудные задания и справляется с этим при помощи своей сверхъестественной силы. Иногда эта сила присуща самому герою, иногда воплощена в его волшебном союзнике.
6
Часто совершение подвигов требует от героя самопожертвования, но даже если он умирает, то всегда воскресает из мертвых. Впоследствии этот мотив превратился в сказочные образы мертвой и живой воды, способной оживить убитого героя. Иногда сама жертвенная смерть придает ему силу, делающую возможным воскресение.
7
Руководствуясь этими образцами, можно составлять собственные мифологические тексты. Однако, чтобы освоить образность мифа, лучше вначале изучить хотя бы одну реальную мифологию. Кроме того, очень рекомендуется знакомство с трудами исследователей: Дж. Кемпбелла («Тысячеликий герой»), М. Элиаде («Мифы. Сновидения. Мистерии») и В. Проппа («Морфология волшебной сказки», «Исторические корни волшебной сказки»).