Святой Георгий Победоносец

История о Георгии и змее представляет собой вариацию на тему победы Иисуса Христа над Дьяволом.


Легенду о Георгии Каппадокийском относят к средневековому периоду. В ней рассказывается о том, как принцессу Силена Клеоделинду должны были принести в жертву дракону (по другой версии змею), который опустошал и предавал огню королевство. Но храбрый Георгий облачился в воинские доспехи, сел на коня и, осенив себя крестным знамением, сразился с чудищем. Вначале он победил и укротил змея силой молитвы, и спасенная от верной гибели принцесса привела чудище в город на своем пояске.


Король Силена и его подданные, ставшие свидетелями этой победы, отказались от язычества и обратились в христианство. Одно из преданий гласит, что Георгий женился на принцессе, а другое переносит героя в Палестину, где за отказ повиноваться направленным против христианства указам Диоклетиана, Георгий был подвергнут пыткам, которые он мужественно перенес, и обезглавлен.

Георгий Победоносец входит в число 14 святых помощников и считается покровителем России, Англии, Германии, Португалии, Греции, Грузии, Осетии, Каталонии, Венеции, а также солдат и оружейников, защитником женщин и рыцарского кодекса.

В христианском искусстве Георгия изображали в облике красивого молодого рыцаря в сияющих доспехах. На его знамени, щите, латном нагруднике был изображен красный крест. Святой всадник поражал копьем огнедышащего дракона на глазах у облаченной в белое прекрасной принцессы.

Атрибутами Георгия были меч, копье, щит и белое знамя с красным крестом.

Иконы Георгия Победоносца



Легенда «Чудо Георгия о змие» сближает святого воителя с русскими богатырями из волшебных сказок, с тем лишь отличием, что Георгий побеждает чудище вначале словом, и только потом мечом. Не удивительно, что юный мученик из Каппадокии так полюбился на Руси и великим князьям, и народу. Поэтому икон с его изображением создавалось очень много.

Самая ранняя из сохранившихся в России икон датируется примерно 1170 годом, написана она была специально для Георгиевского собора Юрьевского монастыря в Новгороде. Это великолепная икона домонгольского времени. На ней воин-мученик изображен с легко узнаваемыми портретными чертами. В одной руке у него копье, а другой Георгий опирается на меч.

Распространены на Руси были и иконы с изображением «Чуда о змие». Одна из них хранится сейчас в Русском музее. Это житийная икона: ее средник с основным изображением окружают клейма, воссоздающие деяния и эпизоды из жизни святого. В центре иконы – парящий всадник на белом коне.
Мощи святого великомученика Георгия хранятся в палестинском храме, который находится в ведении Иерусалимской православной церкви. Десница в серебряной раке находится в афонском монастыре, а глава святого – в римской базилике.


В Афоне хранится уникальная чудотворная икона Георгия Победоносца. Во времена иконоборчества она находилась в Константинополе, и одни из язычников бросил икону в огонь. Но свершилось чудо – огонь не тронул икону. Тогда один из разъяренных людей проткнул образ Георгия мечом – и из раны святого-воина брызнула кровь. После этого икону бросили в море, и она приплыла к берегам греческого полуострова Афон. На месте обнаружения иконы возвели монастырь, и верующие всего мира имеют возможность обратиться за помощью и заступничеством к святому Георгию.

В 2011 году российские археологи нашли в историческом центре Великого Новгорода еще одну уникальную икону Георгия Победоносца, датированную примерно XIV-XV веком. Размер костяной иконы со следами позолоты всего 5 на 3 сантиметра. Это очень хрупкое изделие с трехслойной глубокой рельефной резьбой, аналогов которого нет.