Место для съемки



Изначально выбор места съемок - Новой Зеландии - определялся двумя факторами. Во-первых, режиссер картины, Питер Джексон, не только родился в этой стране, но и снимал там несколько картин на собственной студии Wingnut Films. Таким образом, съемки в Новой Зеландии дали Джексону гораздо больше возможностей для самостоятельного принятия решений, чем он имел бы в Голливуде.

Во-вторых, выбор определила специфика фильма. «Властелин колец» требовал не только высокопрофессиональной работы специалистов компьютерной графики, но красивых, диких натуральных пейзажей. Природа Новой Зеландии придала картине дополнительный колорит: так как съемки крупнобюджетных картин в этой стране проходят нечасто, пейзажи, показанные во «Властелине колец», выглядели свежо и оригинально.


Сам съемочный процесс проходил как в павильонах, так и на открытом воздухе. Отдельные сцены, в том числе и батальные, снимались на территории новозеландских национальных парков - в местах с особо охраняемой флорой и фауной.
После съемок в заповедниках защитники природы критиковали Питера Джексона за вред, нанесенный одному из национальных парков.


Работа над сценарием



Прежде чем снимать «Властелина колец», было необходимо подготовить сценарий. Работа над ним заняла у Питера Джексона более 2 лет. Первоначальный вариант подразумевал, что на основе трех книг Толкина будут сняты 2 фильма длительностью около 2 часов. Ряд героев, а также некоторые сюжетные линии были убраны или переработаны. Однако на этапе подготовки к съемкам выяснилось, что первоначальный бюджет слишком мал.

Студия Miramax, совместно с которой планировалось снимать фильм, предложила новый вариант сценария, в котором все события трех книг укладывались в один фильм. Джексон выступил против этого решения и расторг контракт со студией, что отсрочило съемки на несколько лет. В результате компромисс был найден, но уже с другой студией - New Line Cinema. Окончательный вариант сценария стал еще более детальным, чем первый - Джексон все же решил следовать структуре трилогии, выделив один фильм на каждую книгу.
Съемки картины оказались значительно более дорогостоящими, чем планировалось изначально, однако затраты полностью окупились в прокате.


Грим и спецэффекты



Особенную реалистичность фильму придала работа гримеров. Актеры, игравшие орков и гномов, должны были носить специальные маски, изготовленные по индивидуальному заказу. Хоббитам для каждой сцены гримировали не только лицо, но и ноги, так как по сюжету они должны были ходить босиком.

Но наибольшего мастерства потребовал образ Горлума - актер, игравший этого персонажа, был одет в специальный костюм с датчиками, которые позволили впоследствии точно скопировать движения человека и придать анимированной версии Горлума небывалую реалистичность.