Совет 1: Что такое гипоксия

Гипоксией является состояние, при котором организм или отдельные органы и ткани испытывают недостаток в кислороде. В той или иной мере гипоксия возникает достаточно часто, как при болезнях, так и на фоне абсолютного здоровья.
Недостаток кислорода или гипоксия может быть вызванн как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся неблагоприятная экологическая ситуация. Под ее воздействием развивается экзогенная гипоксия, среди причин которой – загрязнение воздуха, снижение атмосферного давления, плохо проветриваемое помещение и пребывание высоко в горах.К внутренним факторам гипоксии относится токсикоз крови из-за частых или хронических инфекций организма, хронического обезвоживания, нарушения ферментативной работы многих органов (печени, поджелудочной железы, кишечника). В такой крови значительно снижается газообмен, и транспортировка кислорода к тканям нарушается. В итоге это приводит к гемической гипоксии.Среди других форм гипоксии известны: дыхательная - связана с нарушением транспортировки кислорода из легких в органы и ткани. Зачастую ее возникновению предшествует сердечная и легочная недостаточность, либо изменения в органе, препятствующие проникновению в него кислорода. Циркуляторная кислородная недостаточность связанна с нарушением кровообращения или снижением объема циркулирующей крови. Тканевая гипоксия развивается из-за неспособности тканей притягивать кислород, даже при его нормальной транспортировке.К первым признакам гипоксии относится быстрая утомляемость, тяжесть в глазах (уже в середине дня), непрекращающаяся зевота. Далее может присоединиться головная боль и раздражительность, чувство неудовлетворения вдохом, учащенное сердцебиение. С помощью этих проявлений организм сигнализирует о недостатке кислорода, необходимого всем внутренним органам. Гипоксия опасна своими последствиями. Хроническое ее течение вызывает необратимые изменения в органах, нарушая их работу и формируя с годами многие заболевания. Особенно подвержены негативному влиянию гипоксии сердце, мозг, печень и почки. И при кислородной недостаточности начинают срабатывать компенсаторные механизмы – учащается сердцебиение и дыхание, увеличивается количество эритроцитов, чтобы транспортировать больше кислорода. Однако возможности организма не безграничны.Одним из серьезных последствий гипоксии является образование большого количества свободных радикалов – активных форм кислорода с неспаренными электронами, т.е. нарушенными. Они вызывают окисление организма, снижение иммунитета и работы мозга, а также нарушение многих обменных процессов. В итоге это приводит к преждевременному старению, частым воспалительным процессам, перерождению нормальных клеток и тканей в злокачественные образования.К сожалению, устранить гипоксию так же трудно как и предупредить. И для этого недостаточно просто надышаться. Особенно это касается хронического кислородного голодания, причиной которого стали внутренние факторы. Обычно требуется продолжительное время, чтобы исключить все причины гипоксии и нормализовать транспортировку кислорода.

Совет 2: Что такое гипоксия головного мозга

Гипоксия головного мозга – это состояние, характеризующееся недостатком кислорода в организме. При этом в первую очередь страдает мозг. Тяжелая гипоксия может быть причиной комы, а в некоторых случаях - летального исхода.

Стадии развития и симптомы гипоксии головного мозга

Гипоксия головного мозга имеет типичные симптомы и стадии развития. Первая - стадия повышенной возбудимости. Человек становится энергичным, впадает в состояние эйфории, однако он не может контролировать свои движения. Его кожные покровы могут стать синюшными, бледными или сильно покраснеть. У человека может появиться холодный пот.

На второй стадии наступает торможение активности нервной системы. У больного появляются тошнота, сильная рвота, головокружение. Четкость зрения нарушается, человек может потерять сознание. В тяжелых случаях гипоксия сопровождается отеком головного мозга, при котором наблюдаются сильнейшие расстройства, происходит потеря безусловных и условных рефлексов. При дальнейшей нехватке кислорода все органы прекращаю работу. В результате человек впадает в кому и может умереть.

Лечение гипоксии головного мозга

Лечение гипоксии зависит от причины ее развития. В зависимости от тяжести состояния пациента терапия болезни может выполняться в домашних условиях либо в стационаре. Больному назначают препараты и витамины, действие которых направлено на восстановление работы его организма. В легких случаях гипоксии достаточно прогуляться на свежем воздухе или проветрить помещение. Если болезнь появилась вследствие заболеваний крови, сердца, легких, потребуются более серьезные лечебные мероприятия.

При дыхательной гипоксии назначаются бронхорасширяющие препараты, антигипоксаны, дыхательные аналептики. В некоторых случаях применяют искусственную вентиляцию легких. При гемической гипоксии проводят переливание крови, выполняют мероприятия по стимуляции кроветворения. В случае циркуляторной формы болезни человек нуждается в операциях на сосудах и сердце.

Прогноз при легкой форме гипоксии головного мозга является благоприятным. В тяжелых случаях, характеризующихся продолжительной нехваткой кислорода, в тканях мозга начинаются необратимые нарушения, которые лечению не поддаются. К осложнениям гипоксии относится длительное вегетативное состояние. В этом случае больной сохраняет все основные жизненные функции (дыхание, кровяное давление, цикл сна и бодрствования), однако он не реагирует на окружающее. Такие пациенты умирают в течение года.

Другими осложнениями гипоксии являются легочные инфекции, пролежни, сгустки в венах, недоедание. У новорожденных это состояние часто приводит к развитию необратимых нарушений функций жизненно важных органов. Дети, перенесшие гипоксию при рождении, постоянно наблюдаются педиатром для отслеживания динамики развития.

Совет 3: Гипоксия плода: симптомы, лечение, профилактика

Изменения в организме ребенка, возникающие во время беременности из-за нехватки кислорода, называются гипоксией плода. Кислородная недостаточность может привести к аномальному развитию эмбриона, поражению ЦНС или задержке роста плода.

Что такое гипоксия плода при беременности

К гипоксии приводят патологические процессы, происходящие в организме матери, в плаценте или у плода. Гипоксия делится на два вида – хроническую и острую, последняя развивается внезапно и может возникнуть во время родов. Гипоксия опасна тем, что женщина не испытывает ни проблем со здоровьем, ни дискомфорта, а ребенок страдает в утробе матери. Выявить заболевание может только врач при проведении специальных исследований.

Недостаток кислорода связан с образом жизни и здоровьем женщины. Он может быть вызван заболеваниями почек, сердечной недостаточностью, патологией развития легких, сахарным диабетом, анемией. Негативно сказываются условия работы, при которых имеется нехватка воздуха или риск засорения дыхательных путей. Аномальное развитие беременности и заболевания плода также могут стать причиной гипоксии.  

Острая гипоксия, возникающая чаще всего во время родов, вызвана, как правило, отслойкой плаценты, слабой или чрезмерной родовой деятельностью, сдавливанием головки.

Симптомы гипоксии

Выявить гипоксию можно по неровному сердцебиению плода с постоянными скачками или по его значительному снижению. Также назначаются исследования – допплерометрия и кардиография.

Лечение гипоксии

Чтобы вылечить гипоксию, нужно обеспечить кровь кислородом и устранить заболевание, которое способствует развитию гипоксии. Пациентки с гипоксией плода должны быть под наблюдением врача. Требуется регулярный мониторинг внутриутробного состояния плода. Если оно вызывает опасения, ставится вопрос о родоразрешении.

Последствия гипоксии

Гипоксия может привести к гибели плода или новорожденного, поэтому ее нельзя оставлять без внимания врача. В зависимости от срока беременности гипоксия может стать причиной задержки развития головного мозга, неправильной закладки систем и органов плода, врожденных пороков или самопроизвольного выкидыша.

Профилактика гипоксии плода

Чтобы предупредить кислородное голодание, нужно отдыхать, делать специальные дыхательные упражнения, следить за весом, чтобы не спровоцировать появление отдышки. Обязательно нужно посещать гинеколога каждый месяц, чтобы контролировать состояние будущей мамы и малыша.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 3
Пожаловаться
Гость
написал
У меня была небольшая тканевая гипоксия и мне прописывали регулярный метаболический курс, хорошо хоть только свечи, без уколов.
Пожаловаться
написалa
Мне тоже назначали метаболический курс - свечи Корилип, очень хороший метаболический препарат на витаминной основе.
Пожаловаться
написалa
А существуют ли какие-то препараты для профилактики гипоксии во время беременности?
Осталось символов: 500