Совет 1: Когда были изобретены первые духи

Первыми ароматические смеси, похожие на твердые духи, начали использовать египтяне. Похожие составы использовали древние китайцы, индусы, греки, римляне и арабы. Распространение христианства привело к угасанию парфюмерной индустрии, но во времена Возрождения изысканные ароматы вернулись, чтобы снова будоражить чувства.

Духи в дохристианском мире

Ароматы являлись неотъемлемой частью египетских религиозных церемоний, определенные запахи были связаны как с рождением, так и со смертью. Археологи, вскрывшие гробницу Тутанхамона, утверждали, что в первую очередь они почувствовали приятный аромат. Но кроме различных ритуалов, духи играли важную роль и в повседневной жизни, будучи еще одним «аксессуаром» власти и богатства.
На фресках древнеегипетского храма в Эдфу можно увидеть изображение перегонки в ароматическое масло цветов белых лилий.

Персидские вельможи умащивали духами волосы и бороды, их женщины добавляли ароматические смеси в воду для ванн. Греки считали, что духи изобрели боги. У них были особые составы не только для каждого случая, но и для разных частей тела. Они использовали ароматы, чтобы вызвать любовное влечение, обострить восприятие, возбудить аппетит. Именно в Древней Греции были написаны первые парфюмерные справочники.
В могилу богатых греков обязательно клали флаконы с их любимыми духами.

В исламской культуре использовать различные ароматы было предписано религиозными трактатами. Возможно, именно поэтому первые значительные успехи на ниве дистилляции и фильтрации запахов были сделаны именно талантливыми арабскими химиками – Джабиром ибн Хайяном и Аль-Кинди. Способ же выделения ароматических масел из цветов при помощи перегонки был изобретен великим Авиценной. Арабские цветочные духи были ввезены в христианскую Европу, забывшую об изысканных ароматах, в XI-XII веках возвращавшимися из походов крестоносцами.

Возрождение духов

Хотя возрождение искусства парфюмерии началось примерно в XIV веке в Европе, в основном в Италии, первые духи, похожие на современные, были изобретены в это же время в Венгрии. Этот раствор ароматических масел на спиртовой основе был создан по приказу королевы Елизаветы Венгерской и получил известность под именем «Венгерской воды». Согласно рецептам эти духи содержали эссенции розмарина, тимьяна, лаванды, мяты, шалфея, флердоранжа и лимона.

Во Францию, быстро ставшую парфюмерным центром Европы, духи привезла в XVI веке Екатерина Медичи. Лаборатории ее личного парфюмера Рене ле Флорентина были связаны с ее покоями тайным, подземным ходом, чтобы ни одна формула не могла быть украдена в пути.

В XVII веке во Франции была создана гильдия перчаточников и парфюмеров, а в XVIII произошел революционный прорыв – в Германии, в Кельне, изобрели одеколон так же известный как «Кельнская вода». Создателем первого одеколона стал выходец из Италии – Джованни Мария Фарина. Именно он придумал душистую смесь, содержащую не более 5% эфирных масел, а также спирты, эссенции и воду. Популярность одеколона была так высока, что им не только душились, его добавляли в ванны, перемешивали с вином, полоскали им рот и ставили с ним клизмы.

В 1903 году были выпущены первые духи, в состав которых входили синтетические ароматы, в 1904 году в духах впервые использовали знаменитые альдегиды.

Совет 2: Какой была гигиена в средневековой Европе

В средние века в Европе свирепствовали чума, холера, дизентерия и прочие эпидемии, уносившие миллионы жизней. Немалую роль в этом сыграла царившая кругом грязь, антисанитария и полное отсутствие гигиены.

Гигиенические процедуры, возведенные в культ в античные времена, с распространением в Европе христианства были признаны вредным излишеством. Уход за телом считался грехом, а ванны – губительными для здоровья, поскольку расширяли и очищали поры кожи, что по существовавшим тогда представлениям неминуемо привело бы к тяжелой болезни и даже смерти. Христианские проповедники призывали паству не мыться, ибо духовное очищение приоритетно перед омовением тела, которое отвлекает от мыслей о Боге, а кроме того, так можно было смыть с себя святую благодать, полученную на крещении. В результате люди могли не знать воды вовсе или не мыться годами, и можно представить себе, какой запах от них исходил.

Коронованные особы и придворные, простые горожане и сельские жители – никто не заботился о личной гигиене и чистоте тела. Максимум, что они могли себе позволить, – это слегка ополоснуть рот и руки. Королева Испании Изабелла Кастильская гордилась тем, что мылась дважды за всю жизнь: при рождении и в день свадьбы. Французского монарха Людовика XIV необходимость мытья просто приводила в ужас, поэтому он также принимал ванну лишь два раза в жизни и исключительно в лечебных целях.

Аристократы все же пытались избавиться от грязи с помощью надушенной тряпочки, а от запахов осыпали лицо и тело ароматической пудрой и носили при себе мешочки с травами, а также обильно поливались духами. Кроме того, состоятельные люди часто меняли белье, которое, как считалось, впитывает грязь и очищает тело. Бедняки же носили грязную одежду, поскольку, как правило, имели лишь один ее комплект и могли постирать, разве что попав под дождь.

Немытые тела привлекали множество насекомых. Однако в средние века вши и блохи были в почете, считались признаками святости и назывались «божественными жемчужинами». В то же время они доставляли массу беспокойств, поэтому были изобретены разного рода блохоловки. Также эту функцию выполняли маленькие собачки, горностаи и прочие животные, которых можно увидеть на руках у дам, изображенных на полотнах художников той эпохи.

С волосами дело обстояло печально: если они не выпали в результате широко распространенного в те времена сифилиса, то их, разумеется, не мыли, а щедро посыпали мукой и пудрой. Поэтому в пору моды на грандиозные прически головы придворных дам густо населяли не только вши и блохи, но и тараканы, а иногда находили и мышиные гнезда.

О гигиене полости рта в средние века не было и представления, поэтому к 30 годам у среднестатистического европейца количество зубов не превышало 6-7 либо не было вообще, а оставшиеся были поражены различными заболеваниями и медленно, но верно гнили.

Естественные потребности в средневековой Европе отправлялись где придется: на парадной лестнице замка, у стены бального зала, с подоконника открытого окна, на балконе, в парке, словом, везде, где застигнет нужда. Позже на стенах домов и замков появились пристройки, которые выполняли функцию туалета, однако их конструкция была такова, что испражнения стекали на улицы и тротуары. В сельской местности для этой цели существовали выгребные ямы.

Когда в обиход вошли ночные горшки, их содержимое стали выливать из окна, при этом закон предписывал трижды предупреждать об этом проходящих мимо людей, но нередко случались казусы, и прохожие получали «неприятности» непосредственно на голову. При наличии камина именно он поглощал отходы жизнедеятельности обитателей дома.

Учитывая подход к гигиене, существовавший в средние века, не стоит и удивляться, что к зрелому возрасту (30-40 лет) европейцы выглядели дряхлыми стариками и старухами с грубой, морщинистой и пораженной гнойниками кожей, редкими седыми волосами и практически беззубой челюстью.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500