Культовые религиозные постройки, или храмы, менялись под воздействием времени, вкусов, целей, архитектурных тенденций, но они, конечно же, базируются на основных принципах, исповедуемых той или иной верой. Главное предназначение постройки такого рода - создание обстановки, благоволящей к духовным размышлениям.

Восточная храмовая архитектура



Храмовая архитектура Древнего Египта пыталась воссоздать некую обитель богов, придавая подобным зданиям облик места проведения жертвоприношений и совершения таинственных ритуалов. Классическая греческая и римская архитектура стремилась к созданию величественных святилищ поклонения богам Олимпа.


Индия храмов не знала, поклонение природе и духу не требовало стен. Однако религиозные постройки все же возникли. Традиции индийского храмостроения во многом были продиктованы влиянием колонизации и насыщены элементами, привнесенными извне в сочетании с местными верованиями и традициями.
Индийские храмы имеют два различных направления - нагара и дравида, отличающиеся типами входных инсталляций и купола.


Буддийские же храмы делятся на две основных разновидности, среди которых можно выделить вихары, или аскетичные убежища странствующих монахов, и ступы, призванные охранять и упокоить мощи самого Будды. Согласно индийским верованиям храмовая постройка должна включать обязательные элементы Вселенной, то есть сочетать в себе лучшие традиции астрономии и геометрии, подчиняться принципам восхождения и украшаться многочисленными декоративными элементами и орнаментами.

Византия и исламские традиции



Византийская архитектура привнесла моду на использование кирпича, классических очертаний и сложных округлых куполов, сочетающихся с правильной геометрической формой самого строения. Под влиянием этого направления были построены многие монументальные сооружения Ближнего Востока, именно поэтому храмы исламского культа отличаются такими элементами, как многочисленные арки и своды.

Одной из характерных особенностей исламских храмов является наличие узких башен, минаретов, являющихся не только наивысшей точкой мечети, но и порой самым высоким элементом всей округи.

Христианские храмы



В основу христианской архитектуры лег так называемый план креста с обязательным наличием алтаря, расположенным в восточном направлении, подобные сооружения предполагают обязательное наличие куполов, призванных привлекать внимание к алтарю.

Яркими представителями готической архитектуры являются европейские величественные соборы, а классические храмовые постройки эпохи Возрождения вновь возвращают к четким линиям римских храмов, выполненных с огромной геометрической точностью.
Стиль барокко знаменуется огромными внутренними пространствами, призванными подчеркнуть игру света и тени, акцентировать внимание на красоте фресок и искусно созданном интерьере.


Таким образом, становится понятно, что к какой бы эпохе или религиозной конфессии ни принадлежал бы храм с точки зрения архитектуры и искусства он несет огромную историческую и социальную нагрузку и являет собой огромную общечеловеческую и историческую ценность.