Совет 1: Какие существуют альтернативные теории происхождения человека?

Теория происхождения человека от обезьяны постепенно стала основной в научной среде. Однако существуют и другие взгляды на проблему, которые базируются как на религиозных доктринах, так и на альтернативных научных и околонаучных гипотезах.

Креационизм и происхождение человека

До XIX века наиболее популярной теорией возникновения человека была версия его сотворения богом. В зависимости от религии, сотворение человека имело свою специфику. В частности, христиане придерживались точки зрения, что человек был сотворен на шестой день существования мира по образу и подобию божьему.

В XIX-XX веках по мере роста научного сознания теория эволюции все больше стала вытеснять религиозные взгляды о сотворении человека. Ответом на это стал так называемый научный креационизм, в рамках которого ряд христианских деятелей стремились подтвердить библейские постулаты с помощью научных аргументов.

В научном креационизме существует два основных направления. Согласно так называемому младоземельному креационизму и Земля, и человек были созданы не более 10000 лет назад и слова из Библии о 6 днях творения следует воспринимать буквально. Другая категория креационистов считает слова о 6 днях библейской метафорой, означающей более длительный период времени. Объединяет эти теории то, что все креационисты отрицают эволюционную связь человека и приматов и настаивают на божественном вмешательстве в антропогенез.
Наибольшее распространение креационизм получил среди протестантов США, однако подобных взглядов придерживаются и некоторые представители католической и православной церквей.

Несмотря на поддержку научного креационизма некоторыми отдельными исследователями, в основном относящихся к группам протестантов-фундаменталистов, в целом научное сообщество считает научный креационизм не полноценной теорией антропогенеза, а религиозной доктриной.

Инопланетное влияние

Еще одна альтернативная теория происхождения человека - это версия о вмешательстве извне. Согласно представлениям сторонников этой теории, Земля - не единственная населенная планета во Вселенной. Существует несколько версий, опирающихся на постулат инопланетного вмешательства. По одной из них, люди - это прямые потомки инопланетян, однажды посетивших Землю. С другой точки зрения, инопланетяне не просто случайно заселили Землю, а сделали это намеренно и контролируют историю человечества.
В рамках теории инопланетного влияния происходит исследование планет на наличие сходных с земными микроорганизмов или их следов.

Самая умеренная часть сторонников инопланетной теории происхождения человека придерживается версии, что влияние из космоса стало не причиной непосредственно антропогенеза, а повлияло на появление на Земле первых живых существ - бактерий. Из представленных версий только последняя рассматривается академической наукой как возможная адекватная гипотеза.

Совет 2: Как появляются левши

Примерно до 4,5 лет дети в равной степени пользуются обеими руками. Ближе к 5 годам ребенок начинает отдавать предпочтение одной из рук при совершении сложных действий – становится либо правшой, либо левшой.
Левши составляют меньшинство в «мире праворуких», и отношение к ним всегда было таким же негативным, как к любому меньшинству. Отчасти это объяснялось практическими причинами: левше нелегко управляться с орудиями труда, рассчитанными на правшей. Например, крестьянин-левша мог запутать цепы при молотьбе или при косьбе задеть кого-то косой. Такая «неуклюжесть» делала человека изгоем в крестьянской общине.

Столь же непримиримым было отношение к леворукости в дворянских семьях. Детям-левшам даже привязывали левую руку к телу, чтобы приучить пользоваться правой. Особенно настойчиво переучивали девочек, ведь леворукие девушки не считались завидными невестами.

В современном обществе такого неприятия левшей нет, но этим людям по-прежнему нелегко жить. Ведь и сейчас многие приспособления, начиная консервными ножами и кончая музыкальными инструментами, «заточены» под праворуких людей.

Генетические и компенсаторные механизмы леворукости

Врожденный характер леворукости не вызывает сомнений. Исключение составляют лишь случаи компенсаторной леворукости, когда это явление вызвано ограничением подвижности правой руки в результате травмы или заболевания. Другой вариант патологической компенсаторной леворукости – угнетение деятельности левого полушария в результате родовой травмы. Тогда правому полушарию, управляющему левой рукой поневоле приходится брать на себя роль ведущего.

Медицинская статистика свидетельствует о передаче этой особенности по наследству: вероятность рождения ребенка-левши у родителей-левшей на порядок выше. Это происходит даже в тех случаях, когда родителей в детстве переучили на пользование правой рукой, что исключает механизм подражания.

Никакого «гена леворукости» на сегодняшний день не обнаружено, но английская исследовательница М. Аннет выдвинула идею «гена правого сдвига», который делает ведущим левое полушарие и, соответственно, правую руку. Если такого гена человек не получил, ведущее полушарие определяется случайным путем, им может оказаться и левое. А может случиться так, что ведущего полушария вообще не будет – человек будет в одинаковой степени владеть обеими руками (таких людей называют амбидекстрами). Правда, чаще всего они владеют руками не одинаково хорошо, а одинаково плохо.

Альтернативные объяснения

Некоторые исследователи связывают леворукость с условиями внутриутробного развития. Например, американский невролог Н. Гершвинд в качестве возможной причины назвал повышенный уровень тестостерона в организме матери во время беременности. Избыток этого гормона тормозит развитие левого полушария плода, и оно не может стать ведущим. Но ученый оговаривается, что такой эффект имеет место только у мужских эмбрионов, а левшами рождаются и девочки.

Российский биолог В. Геодакян связывает леворукость с эволюционной историей головного мозга. Левое полушарие – более молодое в эволюционном отношении, следовательно, оно более уязвимо. Именно оно в первую очередь страдает от неблагоприятной экологической обстановки, стрессов, переживаемых матерью во время беременности, и других факторов, негативно влияющих на плод. «Пострадавшее» левое полушарие вынуждено уступить роль ведущего правому.

Существует гипотеза, связывающая леворукость с ультразвуковым исследованием плода. Впрочем, исследования, на которых она базировалась, нельзя считать безупречными: статистическая выборка была недостаточной. К тому же это не объясняет, почему левши рождались задолго до изобретения ультразвуковой диагностики.

Таким образом, существуют разные теории происхождения леворукости, но единого мнения среди ученых по этому вопросу нет.
Видео по теме
Источники:
  • Феномен левши
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500