Совет 1: Как пользоваться микроскопом

В век высоких технологий давно известно, что наш мир состоит из мельчайших деталей и тонких материй, и каждый хочет хотя бы одним глазком проникнуть в этот необыкновенный микромир.
К счастью, у каждого из нас есть такая возможность. В пределах лаборатории любого из научных центров, либо у себя дома на менее профессиональном микроскопе, можно посмотреть на срез растения, или исследовать бактерии на собственных ладонях.
Вам понадобится
  • Прежде чем окунуться в этот безграничный мир, нужно запомнить несколько простых правил, которые приведены ниже.
Инструкция
1
Для того чтобы не получить травму и не испортить прибор, использование микроскопа допускается только в сидячем положении, причем, на твердом стуле. В лабораториях не допускается использование даже кресел на колесиках, чтобы не допустить травматизма глаз.
2
Затем очищаем от пыли оптическую часть микроскопа и фиксируем его в нужном нам положении. Далее нужно открыть диафрагму и конденсор. Наклонять на бок микроскоп нельзя поскольку тонкая настройка зеркал в нем не терпит резких движений.
3
Исследование начинаем с небольшого увеличения и постепенно наращиваем. Нужно постоянно следить, чтобы расстояние между оптикой микроскопа и препаратом составляло не более 5 мм. Также нужно позаботиться о правильном освещении, луч света должен попадать на окуляр. При смене объективов нужно обязательно вновь позаботиться об освещении.
4
Вращать винт грубой наводки нужно плавно, чтобы не допустить царапин в оптическом устройстве микроскопа, и во время работы давать глазам отдых, сделать гимнастику для глаз.
5
После завершения работы с микроскопом нужно обязательно убрать препарат, протереть предметный столик микроскопа, а так же его корпус, и убрать, уложив его для защиты от пыли в полиэтилен.

Совет 2: Как выглядят микробы под микроскопом

Микроскопия является одним из первых методов изучения микроорганизмов. Сегодня имеются электронные, люминесцентные микроскопы, которые позволяют увидеть микроорганизм живым и сделать эффектные реалистичные изображения.
Обычно, описывая микроорганизмы, прибегают к стандартным терминам: палочки, кокки, спиралевидные и др. Многие микроорганизмы удается точно идентифицировать уже после окрашивания, другие нуждаются в дополнительной культуральной диагностике.

Размер и форма

Наиболее распространенными бактериями являются палочки и кокки (от лат. coccus - зерно). Палочки имеют вытянутую форму. Толщина, закругленные и прямые концы, наличие ядер на концах палочек, жгутиков... По этим параметрам лаборанты могут определить если вид бактерии, то семейство, что упрощает дальнейшую диагностику. Встречаются нитевидные и ветвящиеся формы палочек ─ характерный признак микобактерий и возбудителей актиномикоза.

Кокки могут быть одиночными, парными, соединенными в цепочки, гроздья, тетрады. Все эти понятия довольно условны. Так как ровных геометрических линий в природе нет.

Если у бактерии имеется небольшой изгиб, ее причисляют к вибрионам, спириллам или спирохетам ─ эти микроорганизмы способны передвигаться. Другие, более совершенные подвижные микроорганизмы, имеют специальные органы движения ─ реснички и жгутики. Количество и длина жгутиков разнится, они могут располагаться на обоих концах бактерий или на одном. Бактерия сальмонеллеза имеет множество длинных жгутиков, которые расположены на всей площади клетки.

Окраска бактерий

Перед исследованием биологический материал окрашивают и закрепляют. Обычно используют анилиновые красители и методику Грама. Сначала окрашивают материал метиленовым синим или генициановым, далее промывают материал спиртом и водой, добавляют красный краситель. После повторного промывания и высушивания можно увидеть следующую картину: часть микроорганизмов окрасились в синий цвет, а часть стали розовыми из-за неспособности удержать синий краситель. Интенсивность окраски различна, что при соблюдении методик является диагностическим критерием. Грам(+), то есть те, которые окрасились в синие, фиолетовые и сине-черные тона, часто являются патогенными для человека, но имеют более тонкую клеточную стенку и более восприимчивы к антибиотикам.

Грам(-) бактерии, которые окрасились в розово-красные оттенки, более плотные, часто имеют капсулу и опаснее для человека. К ним относятся сальмонеллы, менигококки, хеликобактер пилори и др.

Клетки грибов под микроскопом выглядят довольно красиво. От центральной клетки могут расходиться лучи, хорошо видны споры и структура колонии. Дрожжи и дрожжеподобные грибы выглядят в виде нагромождения пузырьков разного размера и формы.

Иллюстрации в интернете лишь дают пользователю понять как выглядит бактерия. Не всегда размеры и цвет соответствуют реальным. В домашних условиях тоже можно познакомиться с микромиром. Необходим микроскоп, анилиновые красители, спиртовка, спирт и немного специального масла. Это можно приобрести в фирмах, которые продают медицинское оборудование и расходники для лабораторий.
Видео по теме

Совет 3: Какой USB-микроскоп лучше

Сфера применения цифровых USB-микроскопов чрезвычайно широка. Такими приборами пользуются коллекционеры, ювелиры, часовщики, ученые. Применяют их и в быту.
Все USB-микроскопы имеют небольшой размер. Их можно подсоединять к компьютерам, ноутбукам или планшетам, чтобы передавать и сохранять данные.

Набор функций различается от прибора к прибору, и при выборе микроскопа нужно руководствоваться теми целями, для которых он приобретается: исследовать коллекционные монеты и марки, выполнять мелкий ремонт или заинтересовать ребенка изучением биологии.

Технические параметры

Основные технические параметры, на которые следует обратить внимание при выборе микроскопа – это диапазон увеличения, разрешение датчика и кадровая частота.

Младшему школьнику достаточно прибора со 100-кратным увеличением – этого вполне хватит, чтобы рассматривать в увеличенном виде песчинки, насекомых или листья растений. Детям среднего школьного возраста интересно ставить опыты с применением цифрового микроскопа, для этого потребуется прибор с увеличением в 400 раз. Если же микроскоп нужен взрослому человеку для работы, кратность должна быть не менее 500.

Разрешение определяет уровень детализации изображения, поэтому оно должно быть высоким в любом случае. Оптимальный вариант – 1600х1200 пикселей.

Частота не должна превышать 25 кадров в секунду, если работа будет состоять в изучении мелких деталей. Если же планируется запись видеороликов, необходима частота не менее 30 кадров в секунду.

Комплектация

В комплектацию USB-микроскопа обязательно должны входить оснащенная адаптером камера и диск с соответствующим программным обеспечением.

Наряду с этими обязательными предметами в комплектацию могут входить и другие приспособления – например, кронштейн. Микроскоп, укрепленный на кронштейне, не будет дрожать, дергаться, следовательно качество полученных кадров окажется на порядок выше, пренебрегать этой деталью не стоит.

USB-микроскопы специального назначения нередко оснащаются дополнительными комплектующими. В частности, если микроскоп предназначается для ремонта электронных плат, то в комплект могут входить специальные фиксаторы для них.

К USB-микроскопам, предназначенным для проведения научных исследований, прилагаются все необходимые инструменты: пипетка, скальпель, палочка для перемешивания, пинцет, рассекательная игла, предметные и покровные стекла, бутылочки для препаратов и другие приспособления.
Видео по теме
Обратите внимание
Не стоит забывать и о том, что хранить микроскоп лучше под замком, чтобы дети не смогли им воспользоваться без присмотра, ведь даже такой полезный прибор, как микроскоп в руках детей может превратиться в весьма опасную игрушку, а не источник знаний.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500