Совет 1: Как умирал Гоголь

Николай Васильевич Гоголь – один из самых именитых русских писателей XIX века, прославивший свое имя как прозаик, драматург, поэт и публицист. Гоголь оставил после себя богатое литературное наследие. Особое внимание биографов литератора всегда было приковано к заключительному периоду его жизни. До сих пор не вполне ясно, что именно явилось подлинной причиной смерти писателя.
Инструкция
1
В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.
2
Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.
3
Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.
4
За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям. Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода. Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.
5
Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.
6
Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.
7
Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении. Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо. Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.

Совет 2: Как умер Даль

Владимир Иванович Даль, гений русского языка и литературы, родился в Луганске 10 ноября 1801 года. Сегодня широко известен как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», который насчитывает почти 200 000 слов. Смерть Даля принесла большое потрясение всем, кто его знал и увлекался его творчеством. При каких обстоятельствах умер великий русский писатель?
Инструкция
1
Научная деятельность Владимира Даля очень разноплановая: лингвист, этнограф, природовед, преподаватель, врач. Медициной стал интересоваться, когда поступил в университет, планируя стать военным доктором. Владел, по крайней мере, шестью языками.
2
Близкими друзьями Даля были Пушкин, Гоголь, Крылов и другие известные личности. Общение с ними побудило его заняться литературным творчеством. Например, в 1861 году был издан сборник русских пословиц. В том же году в свет появился упомянутый выше Толковый словарь.
3
Незадолго до своей смерти Даль был избран членом академии наук. В последние годы жизни занимался составлением нового Словаря, пополняя запас слов. Тщательно изучал «Пятикнижие Моисея», стараясь применить его к своему народу.
4
Примерно за 4 года до смерти ученый постоянно подвергался тяжелым заболеваниям, которые лишали его последних сил. Даль был трудолюбивым человеком, поэтому не отступал от намеченного и продолжал свою деятельность. Умственный труд и постоянная нагрузка основательно подорвали его здоровье.
5
Друзья надеялись, что Владимир Иванович прекратит свои исследования и подумает о пошатнувшемся здоровье. Тем более, что у него наблюдалось нарушение мозгового кровообращения. Но великий ученый был непреклонен. Вскоре после первого у него произошел повторный инсульт с кровоизлиянием в мозг. Долгое время русский писатель лежал без сознания. Вопреки всем надеждам, выбраться из тяжелого состояния он так и не смог.
6
Умер Владимир Иванович 22 сентября 1872 года в Москве. Согласно заранее высказанной воле, погребен он был на Ваганьковском кладбище вместе с женой. Позднее на том же кладбище похоронили и его сына Льва.
7
Луганчане помнят и чтят своего земляка. На улице, носящей его имя, сейчас установлен музей творчества писателя. В Николаеве, городе, где Даль проходил военную службу, тоже увековечили его память мемориальной доской почета.
Музей, открытый в честь Даля
Видео по теме
Обратите внимание
С Александром Сергеевичем Пушкиным Даль всегда был рядом. Поддерживал его вплоть до смерти поэта, ведя дневник его состояния.
Источники:
  • Биография Владимира Даля
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500