Совет 1: Полезные свойства ягод калины

Калина обыкновенная – дикорастущее растение, чьи кора, листья и ягоды обладают массой полезных целебных свойств. Калину обширно применяют не только в народной, но и в официальной медицине.
Благодаря высокому содержанию различных полезных веществ и микроэлементов, калина обыкновенная используется не только в медицине и кулинарии (из нее получаются вкуснейшие желе и начинки для выпечки), но и в косметологии. Маски для лица из ягод калины обладают противовоспалительным эффектом и помогают бороться с угревой сыпью.

Применение калины в медицине

Ягоды калины содержат в себе примерно 30% сахара, органические кислоты, аскорбиновую кислоту и дубильные вещества.
Зачастую ягоды калины используются как потогонное средство, обладающее общеукрепляющим эффектом. Эта ягода полезна при отеках сердечного либо почечного происхождения. Применяют калину при неврозах, гипертонии, гастрите (с пониженной кислотностью среды) и в качестве ранозаживляющего средства.

Кроме ягод, в народной медицине используется кора калины, заготавливать которую необходимо с молодых побегов. Кора калины содержит в себе:

- дубильные вещества;
- фитостерин;
- органические кислоты;
- аскорбиновая кислота;
- витамин К;
- сапонин.

Препараты, изготовленные с использованием коры калины, служат как кровоостанавливающие средства при носовых кровотечениях и в гинекологии. Кора калины из-за дезинфицирующих свойств полезна при заболеваниях полости рта, таких, как стоматит и пародонтоз.
Сок ягод калины очень полезен при нарушениях работы печени, простуде и нарушениях работы пищеварительного тракта.

Кроме того, калина используется в дерматологии. При дерматозах и экземах поможет целебный отвар из коры калины. Для его приготовления необходимы:

- кора калины – 10 грамм;
- вода – 200 грамм.

Кора калины заливается кипящей водой и ставится на водяную баню на 30 минут. Затем отвар охлаждается, процеживается и доводится до необходимого объема кипяченой водой.

Настой калины с добавлением меда используется как желчегонное, противовоспалительное и кровоочистительное средство. Для приготовления настоя возьмите:

- ягоды калины – 1 столовая ложка;
- вода – 200 мл;
- мед – 2 столовые ложки.

Ягоды необходимо залить кипящей водой и дать настояться в течение 2 часов, предварительно укутав для сохранения тепла. Через 2 часа можно добавлять мед и пить по две столовые ложки три-четыре раза в день.

Применение калины в кулинарии

Из ягод калины можно приготовить множество вкусных, несложных и полезных блюд.

Для киселя из калины возьмите:

- сок калины – 100 грамм;
- сахар – 300 грамм;
- картофельный крахмал – 90 грамм;
- вода – 2 литра.

Разведите крахмал небольшим количеством воды. Затем нагрейте сок, добавьте в него крахмал, перемешайте. Добавьте смесь в воду и, постоянно помешивая, доведите до кипения.

Из ягод калины можно приготовить вкуснейшую выпечку. Например, пирог:

- тесто – 1 килограмм;
- калина – 600 грамм;
- сахар – 200 грамм;
- мед – 2 столовые ложки;
- масло – 1 столовая ложка.

Для приготовления начинки калину следует тщательно промыть, перебрать, удалив недозрелые ягоды, затем добавить к ним немного воды, сахара и меда и поставить все в слегка нагретую духовку на 4-5 часов.
В духовке ягоды становятся сладко-кислыми и приобретают темно-красный оттенок.

Затем готовые ягоды выложите на слой теста, закройте вторым слоем, «защипайте» края, чтобы сок ягод не вытек на противень, смажьте пирог маслом и запекайте при температуре 200 градусов примерно 30 минут.
Чтобы ягоды калины не были горькими, собирать их лучше после первых заморозков - тогда они будут слаще.

Использование калины в косметологии

Использовать калину для ухода за собой можно множеством способов. Например, сок калины хорошо использовать как тоник для жирной кожи, способствующий сужению пор. А бороться с мелкими морщинками поможет сок ягод калины, смешанный с медом. Избавлению от прыщей способствует ежедневное протирание кожи лица калиновым соком. Осветлить веснушки поможет смесь из одной части сока калины и одной части сока лимона.

Если у вас сухая кожа, побалуйте себя маской из ягод калины:

- ягоды калины – 2 столовые ложки;
- творог – 1 столовая ложка;
- сливки или сметана – 0,5 столовых ложки.

Разомните ягоды калины по образования сока, смешайте с творогом и сметаной и плотным слоем нанесите на кожу лица. Через 15 минут маску следует смыть теплой водой.

Тонизирующим эффектом обладает маска для увядающей кожи лица:

- ягоды калины – 1 столовая ложка;
- творог - 1 столовая ложка;
- мед – 1 чайная ложка.

Смесь ингредиентов наносится на чистую и сухую кожу лица и смывается через 15-20 минут.

Однако калина имеет серьезные противопоказания. Употребление калины противопоказано людям, страдающим лейкозом, а также обладающим склонностью к образованию тромбозов. Нельзя употреблять калину при пониженном давлении, при повышенной кислотности среды в желудке, а также при лечении заболеваний почек. Также крайне не рекомендуется употребление этой ягоды беременным женщинам.

Совет 2: Состав, целебные свойства калины, лечение народными средствами

Слово «калина» - древнеславянского происхождения. Мнения ученых расходятся в толковании его значения. Одни предполагают, что так называли растение, растущее по краям болот, другие же утверждают, что название указывало на яркий цвет плодов. Символом счастья, любви и красоты служил славянам красный цвет, поэтому ничего удивительно в том, что именно калина стала свадебным атрибутом.
Калина представляет собой куст, но иногда растет и в виде дерева. Белоснежные или розоватые цветы, собранные в гроздья, украшают куст с мая по июнь. Вид цветущей калины необыкновенно красив, но когда поспевают ярко-красные ягоды, зрелище становится просто потрясающим.

Растение очень неприхотливо, поэтому высаживать его можно в местах с любым освещением и почвой, а также в соседстве с другими растениями. Калина встречается в Европе и лесах России.

Калина хорошо известна своими лечебными свойствами, причем мнение, что полезны только ягоды кустарника не совсем верное. В народной медицине используются практически все части растения: цветы, плоды, кора, листья, корни, которые сушат в хорошо проветриваемом месте (под навесом). Хранить такое высушенное сырье нужно в коробках или бумажных пакетах.
Ягоды собирают только после первых заморозков в сухую погоду, когда из них уходит горечь. Чтобы удалить горький привкус из ягод калины, нужно подержать их 5-7 минут в кипящей воде.

Ягоды калины богаты разнообразными витаминами (С, Е, К, Р), железом, фосфором, каротином, а также дубильными веществами, сахаридами, жирными маслами, аскорбиновой и уксусной кислотами. Плоды кустарника относятся к диабетическим продуктам. Используют плоды калины при лечении печени, пищеварительной системы, нервных расстройств. Растение способно оказывать противовоспалительные, мочегонные, вяжущие и кровоостанавливающие действия, а высокое содержание биологически активных веществ положительно влияет на сердечно-сосудистую систему и нормализует артериальное давление.
Перед началом лечения народными средствами необходима консультация специалиста. Это поможет правильно поставить диагноз и подобрать препараты, выявить переносимость данного средства, исключить все риски.

Калина не только чудесное лекарственное растение, ее широко и охотно используют в кулинарии. Издавна плоды калины занимали значительное место в русской и украинской кухне. В праздничные дни с ней пекли пироги и ватрушки, готовили квас и кисель. Сейчас из плодов также готовят разнообразные блюда, соусы, каши с медом и калиной.

Для домашних заготовок из ягод варят варенье, повидло, джемы, желе, замораживают, сушат и вялят, а также делают компоты, муссы, соки. Ягоды калины малокалорийны, поэтому для тех, кто следит за стройностью фигуры, они являются прекрасным средством для похудения.

Помимо медицины и кулинарии, калина используется в косметологии как тонизирующее средство, а также для восстановления и омолаживания кожи, укрепления волос. Свежий сок – прекрасное средство для лечения прыщей, лишая, удаления угрей, отбеливания кожи, обесцвечивания веснушек и пигментных пятен, а настой из цветков растения заменит лосьон, который подходит для любых типов кожи.

Калина – эффективное средство для борьбы с морщинами. Для этого нужно всего лишь заморозить в формочках сок ягод и каждое утро протирать кусочками льда лицо. Результат не заставит себя долго ждать.
Полезные свойства калины и противопоказания
Связанная статья
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500