Совет 1: Как найти однокоренные слова

Изучая способы образования новых слов, а также проверяя орфограммы в словах при помощи подбора однокоренных слов, школьники учатся находить родственные слова, т.е. имеющие один и тот же корень. Кроме этого, им нужно научиться отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
Инструкция
1
Запомните, что однокоренные слова имеют одну и ту же общую морфему - корень. Но вы должны также понять, что есть слова, имеющие одинаковые корни, но не являющиеся в то же время однокоренными. Например, в словах "водяной" и "водитель" имеется один и тот же корень "вод". Однако они не могут считаться родственными, ведь у них имеется существенное отличие в лексическом значении. К слову "водяной" родственными могут быть слова, лексическое значение которых связано с водой: "водный", "вода", "подводник", "водичка" и т.д. А вот к слову "водитель" родственными будут слова с корнем "вод" со значением "водить": "водительский", "вождение" и т.д.
2
Научитесь отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова. Например, слова "водитель" и "водителю" - это формы одного и того же слова. Вы сможете понять это, если сравните основы родственных слов и основы форм слова. В словах "водитель" и "водителю" основы одинаковы: "водител". А вот отличие обнаруживается только в грамматических признаках. Так, существительное "водитель" употреблено в именительном падеже, а слово "водителю" - в дательном.
3
Имейте в виду, что при сравнении основ однокоренных слов вы обнаружите разные основы. Например, в слове "водяной" основа - "водян", а в существительном "вода" - "вод". Эти слова являются однокоренными, так как они имеют одинаковый корень, в котором заключено общее лексическое значение, а вот основы у них неодинаковы.
4
Знайте, что родственные слова вовсе не должны быть одной и той же частью речи. Например, слова "домашний" и "домик" являются однокоренными, хотя "домашний" - это имя прилагательное, а "домик" имя существительное.
5
Научитесь образовывать однокоренные слова разными способами. Это поможет вам без труда обнаруживать родственные слова в тексте и проверять написания при помощи подбора однокоренных слов. Образовывать новые однокоренные слова можно, например, при помощи приставочного способа (водный - подводный) или суффиксального (вода - водный). Вы можете одновременно прибавлять приставку и суффикс, образовывая однокоренные слова, (окно - подоконник) или путем отсечения суффикса, т.е. бессуффиксным способом (зеленеть - зелень).
6
Правильно выделяйте корень, чтобы не допустить ошибку при выявлении однокоренных слов. Безошибочно обнаружить его (да и любую другую морфему) можно, изменяя форму слова и подбирая родственные слова к нему. Вы должны выявить в результате этих манипуляций общую минимальную часть. Та морфема, которая содержит в себе основное лексическое значение, и будет корнем слова.

Совет 2: Как подобрать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова или как их еще называют, родственные дети учатся еще в начальной школе. Это умение позволяет им проверять написания слов. Не все ребята хорошо справляются с этим заданием. Как научить их подбирать однокоренные слова правильно?
Инструкция
1
Начните с объяснения того, что однокоренные слова имеют один и тот же корень. Повторите с детьми правило, что такое корень. Еще раз закрепите навыки нахождения его в слове.
2
Далее расскажите, что однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Приготовьте задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно - с грамматическими формами. Например:- садовник - сад - садовый(однокоренные слова);
- садовник - садовники - садовнику (формы одного и того же слова).
3
Обратите внимание школьников на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Покажите им эту ситуацию на примере слов "водитель" и "водяной". Они не будут являться однокоренными. Приготовьте задания, позволяющие отработать навык выявления однокоренных слов из группы, где слова имеют схожий корень.
4
Расскажите ребятам, что однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Покажите это на примере данной цепочки:- водить - водитель - водительский.Попросите учащихся определить части речи этих слов. Они должны прийти к выводу, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.
5
Объясните детям способ образования однокоренных слов. Для этого им необходимо вспомнить и такие части слова, как приставка и суффикс. Попросите ребят при помощи этих морфем образовать однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем "бег". У них должна получиться подобная цепочка слов:- бег - побегать - бегающий - перебежчик и т.д.
6
Работа учащихся по образованию однокоренных слов важна. Это умение позволяет легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

Совет 3: Как найти в слове корень

Корень – центральная морфема, которая обязательно присутствует в каждом слове. Он выражает основное лексическое значение и является общей частью родственных слов. В русском языке зафиксировано более 4000 корневых морфем, список которых постоянно пополняется. Корни не закреплены за частями речи, они несут смысловую информацию о слове.
Инструкция
1
Чтобы найти корень в составе слова, подберите к нему родственные (однокоренные) слова и выделите в них общую часть. Например, «лесничество – лесник – лесок – лес». Общая морфема у этих слов – «лес», которая и является корнем. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к разным: «старик – старость – старец», «старый – постареть – старуха – по-стариковски». В результате подбора родственных слов, выделяется корень «-стар-».
2
Обратите внимание на корни, совпадающие по звучанию, но совершенно разные по значению. Их называют омонимичными. Например, в словах «гора – горный – гористый» (корень «–гор-»), также как и в словах «гореть – угореть – загореть – перегореть». Эти корни абсолютно одинаково произносятся, но лексическое значение у них разнится, поэтому слова первой и второй групп однокоренными не являются.
3
Некоторые корни при подборе родственных слов выделяются легко, но при этом в «свободном» виде (корень + окончание) никогда не встречаются. Они присутствуют в словах только в сочетании с аффиксами (приставками и суффиксами) или другими корнями: «-де-» - «одеть – надеть – переодеть»; «-ня-» - «занять – отнять – снять – перенять»; «-пт-» - «птица – пташка – птенец»; «-сяг-» - «присяга – посягать», «-у-» - «обуть – разуть»; «-ул-» - «улица – проулок – закоулок – переулок»; «-й-» - «пойти – войти- перейти- зайти».
4
В русском языке есть одно слово даже с нулевым корнем – «вы-нуть». При подборе однокоренных слов, он чередуется с морфемой «-ним-» - «вынуть – вынимать».
5
Имейте в виду, что при образовании новых слов и форм в корнях возможны чередования звуков. В результате этого образуются варианты одного корня: «просить – спрашивать – прошу». Здесь в корне «-прос-» имеются чередования согласных с/ш и гласных о/а.
6
В сложных словах бывает два и более корней: «водонос – водопад – водосброс – водолей- водолаз – водохранилище». Часто в таких словах встречаются корни в усеченном виде: «корпункт – кор(респонтентский) пункт».
Видео по теме
Обратите внимание
Если в родственных словах происходит чередование в корне одного согласного с двумя, то они входят в состав корня: «любить – люблю», «слепой – ослепление» («л» в этих примерах не является суффиксом, а входит в корневую морфему).
Источники:
  • Корень слова
  • улица корень слова
Видео по теме
Источники:
  • однокоренные слова к слову вода
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500