Совет 1: Как умер Грозный

Иван Грозный - один из самых известных и жестоких правителей русского государства. Несмотря на то что он прожил не так много, всего 54 года, он был правителем дольше всех в России - 50 лет, правда с трех лет номинально. За время его царствования территория страны увеличилась более чем в два раза, и Россия стала превосходить размерами все государства Европы, вместе взятые.
Инструкция
1
После того как в 1560 году умерла первая жена Ивана Грозного, его характер резко поменялся, он стал вести крайне нездоровый образ жизни. По многочисленным свидетельствам современников он предавался неумеренным обжорству, пьянству и разврату. Такое поведение привело к тому, что к 53 годам он выглядел как 80-летний старик. На здоровье царя также влияла его параноидальная подозрительность, боязнь отравления, постоянный стресс.
2
В середине 20 века были исследованы останки Ивана Грозного, изучение скелета показало, что на позвоночнике царя в последние годы жизни сформировались мощные костные разрастания, из-за которых любое движение причиняло ему боль, поэтому сам он не ходил, его переносили слуги. Вынужденный неподвижный образ жизни еще больше усугублял проблемы со здоровьем. Также считается, что Иван Грозный был болен сифилисом.
3
Царь боялся смерти, поэтому в его окружении постоянно присутствовали лучшие зарубежные врачи, которые, конечно, не могли особенно помочь больному, но пичкали его многочисленными лекарствами с ртутью, которая считалась в то время целебной.
4
В марте 1584 года у царя началась новая болезнь, по всему телу открылись язвы, он словно гнил изнутри. Со всей страны срочно созывались знахари, в церквях день и ночь молились за здоровье государя. Сам Иван Грозный считал, что на него навели порчу, и велел проводить различные колдовские обряды.
5
17 марта 1854 года царь принимал горячие ванны, после которых казалось наступило значительное улучшение. Иван Грозный уверился, что не умрет, но уже 18 марта, играя в постели в шахматы, он внезапно потерял сознание и вскоре испустил дух.
6
До сих пор неизвестно, умер Иван Грозный своей смертью или был отравлен. Считается, что его мог отравить Борис Годунов, который стал следующим царем. Исследования 1963 года показали, что в останках Ивана Грозного присутствует повышенное содержание мышьяка и ртути, это может быть как следствием отравления, так и следствием приема лекарств на основе этих веществ.

Совет 2: Почему Иван Грозный был болезненно подозрительным

Царь Иван IV, прозванный Грозным, мог без колебаний отправить на казнь самого преданного человека – настолько страшила его измена. Такая подозрительность может показаться патологической, но она могла иметь реальные основания.

Ивана Грозного нередко сравнивают с Генрихом VIII, но история, заставляющая вспомнить о судьбе британского монарха, имела место в жизни его отца Василия III. Так и не дождавшись наследника от первой супруги Соломонии Сабуровой, великий князь задумался о новом браке, и определяющую роль в этом сыграло появление юной красавицы при дворе. В отличие от Генриха, Василию не пришлось создавать новую церковь, чтобы развестись с Соломонией и жениться на Елене Глинской – он попросту сослал опостылевшую бесплодную супругу в монастырь. Несчастная была насильственно пострижена в монахини под именем София.

Год шел за годом, а новая великая княгиня не радовала мужа известием о беременности. Щекотливая ситуация порождала кривотолки. Многие делали закономерный вывод, что не Соломония была бесплодна, а сам великий князь, но поговаривали и о другом: Бог наказывает бесплодием князя, сославшего в монастырь беременную жену. Ходили слухи, что в Покровском монастыре города Суздаля бывшая великая княгиня родила мальчика Георгия. Не обращать внимания на эти слухи было невозможно, и в Покровский монастырь были посланы дьяки, чтобы разобраться в ситуации. Монахиня София подтвердила факт рождения сына , но показать его дьякам отказалась. Позднее в монастырь прибыли бояре. На этот раз монахини сообщили, что младенец Георгий умер, и даже показали гробницу – небольшую плиту без всяких надписей.

До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, существовал ли Георгий, если да – то как сложилась его судьба. Не ведал ответа и Иван Грозный, знавший об этой истории и интересовавшийся ею. Интерес не был праздным: старший брат, если он действительно был, имел больше прав на престол.

Ответ должно было дать вскрытие гробницы, состоявшееся в 1934 году, но оно лишь поставило новые вопросы. Ученые обнаружили в гробнице тряпичную куклу в роскошной шелковой сорочке и украшенной жемчугом пеленке, с которой сыпалась земля. Это означало, что гробницу вскрывали не первый раз. Учитывая заинтересованность Ивана Грозного в этом деле, он вполне мог дать такое распоряжение.

Известие о том, что останков ребенка в захоронении не оказалось, должно было стать тяжелым ударом для царя – ведь это означало, что потенциальный соперник где-то живет, а может быть, уже начал тайную борьбу. Это объясняет, почему царю всюду мерещились изменники и враги.

В этой истории был еще один болезненный для Ивана IV момент: в законности его происхождения начали сомневаться уже современники, причиной тому был 20-летний бесплодный брак его отца с Соломонией, да и с Еленой Глинской от прожил 4 года, прежде чем родился Иван. Это вызывало подозрение, что настоящим отцом его был отнюдь не Василий III. Этот вопрос и много лет спустя после смерти царя поднимался в трудах историков, пока точку в этом вопросе не поставили советский антрополог М.Герасимов и эксперт-криминалист С.Никитин. Первый специалист в 1965 году воссоздал по черепу облик Ивана Грозного, а второй в 1994 году по тому же методу реконструировал внешность Софьи Палеолог – матери Василия III. Сходство между бабушкой и внуком оказалось таким очевидным, что отпали все сомнения в происхождении царя.

Видео по теме
Источники:
  • Дело Соломонии Сабуровой
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500