Совет 1: Существительные как члены предложения

Имя существительное является самостоятельной частью речи. Оно отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. Существительное может быть практически любым членом предложения: как главным – подлежащим или сказуемым, так и второстепенным – дополнением, определением или обстоятельством.

Существительное в роли главных членов предложения

Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".

Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.
Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

В составном именном сказуемом именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя сестра". "Она была моей сестрой". В первом предложении существительное «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

Сказуемым может быть существительное с предлогом или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в родительном падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.

Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют второстепенными членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, определение и обстоятельство.

Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с бабушкой". Здесь словосочетание «дедушка с бабушкой» - дополнение.
Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.

Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает неделимое словосочетание «высокого роста».

Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".

Совет 2: Существительное как часть речи: признаки

Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?
Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, кровать), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, синева) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».

Морфологические и синтаксические признаки существительного

К числу морфологических признаков этой части речи относятся три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение имени существительного по падежам и числам принято называть склонением.

К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.

Прочие признаки существительного

Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.

Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.
Видео по теме
Источники:
  • Каковы признаки имени существительного как части речи?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500