Причина 1. Предлагаемый ассортимент



Зачастую на множестве рынков нашей страны можно найти те товары, которых попросту нет в магазинах. К примеру, это может быть деревенская продукция: молоко, молочные продукты, какие-то готовые блюда вроде маринованных овощей и, конечно же, фрукты и овощи, которые вряд ли были выращены в парнике с использованием специальных подкормок, применяемых для ускорения их роста.

Иногда на рынках можно найти бывшие в употреблении вещи: одежда, техника, предметы домашнего обихода и пр. На них есть стабильный спрос, и некоторые торговцы на рынках специализируются на поддержанных вещах: радиодеталях, компьютерных запчастях, одежде и т.д.
В Москве неотъемлемой частью городского ландшафта жилых районов являются различные барахолки, некоторые из которых имеют узкую специализацию (электроника, подержанная техника, и многое другое).


Причина 2. Разброс цен



Как правило, цены на рынках на товары, аналогичные предлагаемым в магазинах, значительно ниже. Поэтому на рынках с утра до вечера можно встретить как пенсионеров, так и людей с достаточно хорошим достатком, не желающих переплачивать за заработную плату персонала магазина и его логистические издержки.

Бывают случаи, когда цены на некоторые товары гораздо выше, чем в магазине. К примеру, на сезонные продукты питания, типа грибов. В сезон их сбора цена может серьезно подскочить, так как торговец на рынке хочет получить максимальный навар, в то время как ценник в магазине останется прежним, так как грибы, преложенные в магазинах, выращиваются в промышленных масштабах и с соблюдением круглогодичных оптимальных условий роста. Из этого следует, что нельзя воспринимать цену на рынке как минимальную на данный товар.
Особой разновидностью рынков являются продуктовые ярмарки, которые периодически возникают в провинциальных городах. Цены на них как правило низкие, и это подстегивает покупателей делать запасы продуктов.


Причина 3. Географическая доступность



Практически к каждому крупному жилому району приурочен свой рынок, который отличается присущим ему разбросом цен и ассортиментом. Рядом с рынками расположены крупные транспортные артерии города, остановки, станции метро, что опять же положительно сказывается на их проходимости. Рынки часто возникают около крупных торговых центров. Это сделано специально для того, чтобы люди, после выхода из ТЦ, смогли бы продолжить покупки уже вне магазина. И наоборот - человек, пришедший на рынок, может также зайти и в магазин. Казалось бы, в выигрыше все. Но часто возникают споры между владельцами ТЦ и организаторами рынка. Закон, как правило, встает на сторону владельцев ТЦ, и рынок распускается.

Но, к сожалению, большая проходимость означает и не самую лучшую криминогенную обстановку вокруг рынков. Зачастую случаются карманные кражи, развито воровство. Поэтому, проходя сквозь территорию рынка (в особенности спонтанно возникшего и несанкционированного), нужно быть начеку и следить за сумками и карманами. Но это не способно остановить местных жителей, для которых рынок является наилучшим способ приобретения свежих продуктов.