Культурный декаданс повторяется в истории с определенной периодичностью: упадок Римской империи II-IV вв н.э., маньеризм XVII века, завершивший эпоху Ренессанса, декадентство на рубеже XIX-XX вв, постмодернизм конца прошлого века…Маньеризм зародился в Италии в начале XVI века как кризис ренессансного гуманистического мировоззрения. В живописи это течение характеризуется отказом от классического стиля Высокого Возрождения. Основой художественного образа маньеристы полагали «внутренний рисунок», порожденный воображением художника. Внешним выражением «внутренней идеи» стали удлиненные силуэты, усложненный композиционный рисунок, иррациональная цветовая гамма. Представителями маньеризма можно считать итальянцев Понтормо, Россо, Беккафуми; испанца Эль Греко; художников французской школы Фонтенбло; придворных художников императора Рудольфа II.В литературе маньеризм характеризуется изощренностью слога и вычурностью стиля, широким использованием аллегорий, противопоставлением возвышенной и низменной сторон жизни. Считается, что влияние маньеризма испытали Донн, Шекспир, Сервантес, Монтень.В 1886 году французские символисты начали издавать собственный журнал Decadence, после чего декадентами стали называть поэтов и писателей – приверженцев течений символизма и эстетизма. Декаденты заявили об отказе от гражданских и политических тем в творчестве. Предметом искусства, по их мнению, мог быть только внутренний мир художника.В России символисты старшего поколения считали себя последними певцами высокой культуры времен ее упадка, призванными сберечь эстетические ценности умирающей цивилизации. В начале 90-х гг прошлого века новые символисты во главе с Вячеславом Ивановым как альтернативу декадентству выдвинули идею «теургии» – религиозного искусства, направленного на преображение действительности.Представителями декаданса считаются О.Уайльд, Бодлер, Метерлинк, Ницше. В России наиболее известные поэты-декаденты – Ф.Соллогуб, З.Гиппиус, ранний Брюсов, К.Бальмонт, Мережковский.