Совет 1: Как выделяется причастный оборот

Причастие является глагольной формой, обозначающей признак предмета по совершаемому действию. Чтобы избежать большого количества пунктуационных ошибок, нужно уметь отыскивать в предложении данную часть речи.
Вам понадобится
  • - учебники по русскому языку;
  • - пособие "Русская грамматика-1980",
  • - пособия по современному русскому языку для вузов.
Инструкция
1
Причастие является одной из частей речи, которая синтезирует признаки двух других, являющихся основными – прилагательного и глагола. Некоторые лингвистические школы считают, что причастие не следует выделять как отдельную часть речи, и оно является разновидностью имени прилагательного. От последнего у причастия появились морфологические признаки – род, число, падеж, а также грамматическое значение признака предмета. У глагола эта часть речи позаимствовала категории времени, вида и залога.
2
Сложнее всего отличить причастие от имени прилагательного, поскольку оба они отвечают на одни и те же вопросы и имеют одинаковое значение признака предмета. Чтобы понять, к какой части речи относится то или иное слово, необходимо подставить вместо него специальный оборот (например, «покидающий – тот, который покидает»). Если подстановка удастся, исследуемое слово является причастием.
3
Причастие может обладать зависимым словом, тогда имеет смысл говорить о причастном обороте. В качестве примера можно рассмотреть предложение «Приготовленный мамой пирог лежал на подоконнике». «Приготовленный мамой» здесь выполняет функцию причастного оборота, от причастия можно задать вопрос к существительному – «приготовленный кем?»
4
В некоторых предложениях причастный оборот расположен перед словом, которое он определяет. Например, «Звукорежиссер слушал записанную вчера песню», где «песня» является определяемым словом, а «записанную вчера» - причастным оборотом. Если изменить местоположение оборота и поставить его за определяемым словом, смысл предложения останется тем же.
5
Причастный оборот выделяется запятыми в том случае, если он находится в постпозиции по отношению к определяемому слову. Например, «Он бежал от людей, пугавших его своим нежеланием развиваться, и надеялся со временем найти тот самый мир». В причастный оборот должны входить все слова, которые зависят от причастия, а также те слова, к которым можно задать вопрос от данной части речи. Исходя из этого, можно без труда определить границы оборота. Если же определяемое слово находится перед причастным оборотом, последний не обособляется: «Он бежал от пугавших его своим нежеланием развиваться людей».

Совет 2: Как выделять причастный оборот

Причастие (participium) в переводе с латыни означает «калька». Это неспрягаемая глагольная форма, которая обозначает признак предмета по действию. Вместе с зависимым словом причастие образует оборот, который необходимо уметь находить в предложении, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.
Инструкция
1
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Поэтому некоторые языковеды включают причастие в морфологический разряд имен прилагательных. Глагольность причастия проявляется в наличии категорий залога, вида и времени. С прилагательными его сближает общее значение признака предмета и изменение по родам, числам и падежам.
2
Наибольшую сложность вызывает разграничение причастий и прилагательных. Обе части речи отвечают на одинаковые вопросы «какой?», «каков?» и обозначают признак предмета. Чтобы определить, что перед вами – причастие или прилагательное – попытайтесь изменить слово на оборот «тот, который + глагол». Например: «скользящий – тот, который скользит», «согреваемый – тот, которого согревают». Если такая замена возможна, то перед вами причастие. Прилагательные поменять на подобный оборот нельзя: «зимний», «сонный», «зеленый».
3
Если у причастия есть зависимое слово, то вместе они образуют причастный оборот. Например: «Прочитанное письмо лежало на столе». В этом предложении причастие «прочитанное» выступает в роли простого определения, у него нет зависимого слова. Это одиночное причастие. «Прочитанное мамой письмо лежало на столе». Здесь «прочитанное мамой» является причастным оборотом: «прочитанное кем? мамой».
4
В предложениях причастный оборот может стоять перед определяемым словом: «Учительница проверила написанные накануне диктанты». Здесь определяемое слово «диктанты» - «какие?» - «написанные накануне» (причастный оборот). Он может также располагаться после определяемого слова: «Учительница проверила диктанты, написанные накануне».
5
В зависимости от того, до или после определяемого слова стоит причастный оборот, он либо выделяется на письме запятыми, либо нет. К примеру: «Дорога шла среди болот, поросших сосновым лесом». Определяемое слово «болот» (от него ставится вопрос к причастию: «болот каких? поросших»). Есть в предложении и причастный оборот: «поросших – тех, которые поросли - чем? лесом каким? сосновым». Он стоит после определяемого слова и выделяется запятой. Но причастные обороты, находящиеся перед определяемым словом, не обособляются: «Дорога шла среди поросших сосновым лесом болот».
Обратите внимание
Литературной нормой является расположение причастного оборота непосредственно после или перед определяемым словом («поющие в лесу птицы» и «птицы, поющие в лесу»). Отделение причастного оборота от главного другими словами будет речевой ошибкой («птицы заглушали шорох листвы, поющие в лесу» правильно будет: «поющие в лесу птицы заглушали шорох листвы»).
Совет полезен?
Независимо от местоположения одиночные причастия в предложении запятыми не выделяются: «Стояли цветы увядшие».
Источники:
  • Стилистические функции причастных оборотов
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500