Совет 1: Что такое диафрагма

Человеческое тело имеет различные группы мышц, каждая из которых имеет свои функции и свое предназначение. Что касается брюшной полости, то самой мощной, большей по своим размерам и одной из наиболее важных мышц является диафрагма.
Диафрагмой называют перегородку, которая расположена между грудной и брюшной полостью. Состоит эта мышца из сухожильного центра и мышечной части. Так как в расслабленном состоянии диафрагма выглядит как скошенная сферическая выпуклость, направленная к грудной полости, это дает возможность различить в ней два купола. Как правило, правый купол диафрагмы размещен на уровне четвертого межреберья, а левый – на уровне пятого. Однако на высоту стояния диафрагмы, влияет также возраст, конституция тела и наличие патологий. Так, к примеру, оба купола расположены высоко во время беременности и асците, в то время как низкое расположение куполов характерно обладателям астенической конституции, а также тем, у кого есть дефекты передней брюшной стенки, легких. Основной метод, с помощью которого определяется наличие заболеваний диафрагмы или ее повреждений – это рентгенологической исследование. Однако изменения в ее расположении и функциях можно нередко увидеть и при функциональных пробах системы органов дыхания, а также на ЭКГ при изменении расположения сердца. Стоит отметить, что если дыхание человека спокойное, то куполы диафрагмы опускаются приблизительно на 1-2 см, что равно ширине одного ребра. Если же вдох и выдох будет форсированным, то данный диапазон увеличивается до 6 см. Диафрагма одновременно выполняет две функции – динамическую и опорную (статическую). Так, статическая функция заключается в том, что диафрагма поддерживает разницу в давлении в полостях брюшного и грудного отдела и сохраняет нормальные взаимоотношения между их органами. Зависит же данная функция от того, какой у диафрагмы мышечный тонус, поэтому, так как купол диафрагмы направлен вверх, то при нарушениях тонуса происходит смещение в грудную клетку органов брюшной полости. В то время как динамическая функция диафрагмы проявляется при дыхании. В результате ее движений, которые вместе с грудными мышцами обуславливают вдох и выдох, осуществляется вентиляция легких. Кроме того, эти движения облегчают отток крови от органов, расположенных в брюшной полости, способствуют поступлению крови к сердцу и лимфообращению.

Совет 2: Что такое диафрагма человека и где она находится

Диафрагма, называемая также «грудобрюшной преградой», – это мышечная перегородка между грудной и брюшной полостью. Она представляет собой тонкую, широкую, непарную пластинку, изогнутую выпуклой стороной вверх и замыкающую нижнее отверстие грудной клетки. Диафрагма есть только у млекопитающих.

Где у человека находится диафрагма

Условно границу диафрагмы можно провести по нижнему краю ребер. Верхушка правого купола диафрагмы обычно находится на уровне четвертого межреберного промежутка, верхушка левого купола – на уровне пятого. При вдохе куполы диафрагмы уплощаются и опускаются на 2-3 см.

В диафрагме по месту начала мышечных пучков различают три части: грудинную, реберную и поясничную. От задней поверхности мечевидного отростка начинается грудинная часть. Наиболее широкая реберная часть начинается на внутренней поверхности костных и хрящевых частей шести нижних ребер. Поясничная часть делится на правую и левую ножку. Каждая из них идет от переднебоковой поверхности 1-3 поясничных позвонков и сухожильных пояснично-реберных связок.
В диафрагме есть три отверстия: аортальное, пищеводное и отверстие полой вены.

Зачем нужна диафрагма

Диафрагма исполняет роль главной дыхательной мышцы. При сокращении она уплощается, что способствует увеличению объема грудной клетки и вдоху. При расслаблении диафрагма принимает выпуклую сферическую форму, что уменьшает грудную клетку и обеспечивает выдох.
Непроизвольные толчкообразные сокращения диафрагмы приводят к икоте.

Диафрагма выполняет также опорную (статическую) функцию, поддерживая нормальное расположение органов грудной и брюшной полостей, способствует оттоку венозной крови из печени и нижней полой вены к сердцу и продвижению пищи по пищеводу.

Механизмы вдоха и выдоха

При вдохе диафрагма опускается вниз и отодвигает органы брюшной полости. Грудная клетка при этом поднимается межреберными мышцами вверх, вперед и в стороны. Вслед за увеличением объема грудной полости газы, содержащиеся в легких, прижимают их к пристеночной плевре. Давление внутри легочных альвеол падает, и в них поступает наружный воздух.

Выдох начинается с расслабления межреберных мышц. Грудная стенка под действием силы тяжести опускается, растянутая стенка живота начинает давить на органы брюшной полости, те – на диафрагму, и диафрагма поднимается. При уменьшении объема грудной полости легкие сдавливаются, что повышает давление воздуха в легочных альвеолах (оно становится выше атмосферного) и способствует выходу части воздуха наружу.

Регуляция дыхания

Концентрация кислорода и углекислого газа в крови должны поддерживаться на постоянном уровне. Дыхательный центр, состоящий из центров вдоха и выдоха, регулирующих работу дыхательных мышц, располагается в продолговатом мозге. Вдох рефлекторно вызывается спадением легочных альвеол, выдох – их расширением. Также возможно сознательно влиять на ритм дыхания.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500