Совет 1: Причины и лечение рахита

Рахит – заболевание, известное человечеству с давних времен. Ему подвержены только дети первых лет жизни, как правило – не старше трех лет. Сейчас дети болеют рахитом реже, чем раньше, но тем не менее заболевание остается распространенным, особенно в северных регионах.

Причины рахита

Рахит характеризуется нарушением формирования костей из-за дефицита их минерализации. Это состояние обусловлено нарушением кальций-фосфорного обмена или недостатком либо нарушением всасывания витамина D.
Чаще заболевают рахитом недоношенные дети. Огромную роль играет экологическая обстановка в местности, в которой растет ребенок – загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов повышает риск развития заболевания.

Выделяют следующие причины возникновения рахита у детей:

- недостаток солнечного облучения (в организме витамин D синтезируется преимущественно под влиянием ультрафиолетовых лучей);
- неправильное вскармливание (питание неадаптированными смесями, содержащими мало витамина D, длительное грудное вскармливание при недостаточном питании матери и позднем введении прикорма, недостаток животного белка в рационе);
- нарушение всасывания витамина D (такое возможно при некоторых заболеваниях, например, при целиакии, хронических болезнях печени и почек, нарушениях обмена веществ, приеме некоторых лекарственных препаратов, в частности, противосудорожных средств);
- низкая двигательная активность ребенка;

Симптомы рахита

На ранних стадиях проявляются преимущественно неврологические признаки заболевания – ребенок беспокоен, плохо спит, возможны снижение аппетита и мышечная гипотония. Ранней стадии рахита свойственно обильное выделение пота с резким запахом, при этом сильно потеет волосистая часть головы, ребенок может тереться о подушку, в результате чего у него лысеет затылок. Диагностика заболевания на ранних стадиях бывает затруднена из-за сходства признаков болезни с другими неврологическими нарушениями.

Разгар заболевания характеризуется изменениями костей. Из-за появления очагов размягчения кости изменяется форма черепа, деформируется скелет грудной клетки (в области грудины она выпячивается, а в области спины образуется горб). Наиболее известный признак рахита – искривление ног в форме букв О или Х - также формируется на этой стадии болезни.

Возможно появление рахитических «четок» и рахитических «браслетов» – утолщений костной ткани на ребрах, костях предплечий и ног. Нарушаются функции внутренних органов, нередко диагностируется задержка нервно-психического развития. Активная фаза болезни прекращается к двум-трем годам даже без лечения, однако после выздоровления деформации костей могут оставаться на всю жизнь, нередко в школьном возрасте у детей, переболевших рахитом, развивается близорукость.

Лечение рахита

Для скорейшего излечения рахита важны правильный режим дня, ежедневные прогулки, поощрение физической активности ребенка, полноценное питание. Для поддержки тонуса мышц назначаются ванны с солями и хвойным экстрактом, лечебный массаж и лечебная гимнастика.

Специфическое лечение заключается в назначении витамина D (в водном или масляном растворе), иногда – в сочетании и с препаратами кальция и фосфора. Дозировку препаратов витамина D подбирает только врач, в том числе и при назначении их в профилактических целях.
Самостоятельно назначать ребенку витамин D нельзя – из-за его свойства накапливаться в организме передозировка может привести к тяжелым последствиям.

При тяжелых деформациях костей лечение назначает врач-ортопед. До 4 лет изменения костей исправляют при помощи гипсовых повязок, позже возможно проведение операции, однако в запущенных случаях последствия заболевания заметны в течение всей жизни.
Очень важна профилактика рахита – полноценное питание беременных и кормящих матерей, профилактические дозы витамина D в зимний период, ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе. Ежедневное облучение непрямыми солнечными лучами в течение 10-30 минут хотя бы лица и кистей рук значительно снижает шансы на возникновение заболевания.

Совет 2: Бронхопневмония у детей: симптомы и лечение

Детская бронхопневмония — воспалительная болезнь легких, которая затрагивает только небольшие участки данного органа. Именно поэтому заболевание по-другому называют очаговой пневмонией. Такая форма недуга встречается у детей с рождения до трех лет.

Симптомы бронхопневмонии

К возникновению заболевания служат сопутствующие инфекционные, бактериальные и вирусные болезни, эпидемиологический период простудных недугов и общее послабление детского организма. Также бронхопневмония может вторично развиться при гриппе, коклюше, бронхите, коре и др.

Общая симптоматика очаговой пневмонии включает в себя: сухой или влажный кашель со слизисто-гнойной мокротой, бледность кожного покрова, головокружение, слабость, чрезмерная утомляемость, хрипы. Температура тела у ребенка может подняться до 39оС. Также появляется одышка, при которой дыхание учащается до 30 в одну минуту, болевые учащения в груди и частая пульсация до 110 ударов в минуту.

Прогноз выздоровления зависит от формы и тяжести бронхопневмонии, возраста ребенка, состояния питания и от того, насколько быстро начата терапия. Благодаря современным методам лечения летальность от заболевания снижена до минимума.

Лечение бронхопневмонии

Терапия заболевания у детей проводится дифференцировано и направлено на рассасывание проблемных очагов в легких и бронхах. Комплекс профилактических и лечебных мероприятий зависит от типа, формы и степени тяжести недуга, самочувствия ребенка и состояния здоровья. Врач назначает иммуностимулирующие и общеукрепляющие средства, обильное питье, лечебную диету, витаминно-минеральные комплексы и антибиотическую медикаментозную терапию. Локализованная форма бронхопневмонии лечится на дому, маленьких пациентов с токсическим типом заболевания госпитализируют в стационар под наблюдение врача.

В случае возникновения у малыша хрипов и кашля, следует обратиться к врачу-пульмонологу. Лечение бронхопневмонии продолжается 10 дней. При заболевании часто наблюдаются осложнения в виде сухого, гнойного, серозного плеврита и гнойного отита.

Терапия бронхопневмонии новорожденных детей эффективна в том случае, если она начата первые дни болезни. Если ребенок болеет рахитом, врач дополнительно назначает рыбий жир. Профилактические мероприятия заболевания сводятся к повышению сопротивляемости и стойкости детского организма. В первую очередь, это закаливание иммунитета - дети должны больше находиться на воздухе, обливаться прохладной водой, обтираться, делать гимнастику и пройти курс массажа. Также необходимо обеспечить ребенку полноценное питание с достаточным содержанием витаминов.
Видео по теме

Совет 3: Причины рахита

Рахит – заболевание, связанное с нарушением формирования костей в период их интенсивного роста у детей грудного и раннего возраста. Он сопровождается нарушениями обмена веществ, образования костей, расстройствами функций главных органов и систем.

Основные причины развития рахита

Главная причина рахита - дефицит витамина D и его активных метаболитов. К предрасполагающим факторами этого состояния у детей относится дефицит солнечного облучения. Около 90% витамина D синтезируется в организме под влиянием солнечных лучей. Ученые установили, что 1-2 часа ежедневного пребывания на солнце с облучением только лица и кистей будет достаточно, чтобы поддержать нормальный уровень метаболита витамина D в течение недели.

На развитие заболевания влияют и пищевые факторы. Выявлено увеличение количества случаев рахита у детей на искусственном вскармливании смесями, в которых отсутствует витамин D; у детей, находящихся длительное время на молочном вскармливании с поздним введением прикорма, в случае неполноценного питания кормящей матери; у детей, получающих прикормы без необходимого количества животного белка (каши, овощи).

Рахит часто развивается у недоношенных детей, поскольку кальций и фосфор от матери к плоду наиболее интенсивно поступает в последние месяцы беременности. У ребенка, рожденного на сроке менее 30 недель, уже есть остеопения (сниженная масса костной ткани). Нерациональное питание беременной женщины также могут привести к уменьшению запасов витамина D, кальция, фосфора даже у доношенного ребенка.

Какие факторы могут влиять на развитие рахита

К рахиту может привести синдром мальабсорбции, наблюдающийся например, при целиакии, а также недостаточная активность лактазы. В этом случае в кишечнике нарушается процесс всасывания питательных веществ. Снижение интенсивности синтеза активных форм витамина D происходит при хронических заболеваниях печени и почек. На развитие рахита могут повлиять экологические факторы: избыток свинца, стронция, цинка и других металлов в продуктах питания, в воде приводит к замещению ими кальция в костях, что способствует появлению заболевания.

На развитие рахита оказывают влияние наследственные аномалии кальциево-фосфорного обмена и обмена витамина D, наследственные аномалии обмена веществ (тирозинемия, цистинурия и др.), полигиповитаминозы, хронические инфекционные процессы, недостаточная двигательная активность из-за перинатальных повреждений нервной системы или вследствие отсутствия элементов физического воспитания в семье (массаж, гимнастика и т.д.). Под действием этих факторов в организме формируется дефицит витамина D. В свою очередь, это приводит к снижению всасывания в кишечнике кальция, он поступает в кости в недостаточном количестве. В организме ребенка нарушается рост костной ткани, кости деформируются.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500