Инструкция
1
"Дым столбом - кипит, дымится пароход. Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье, православный веселится наш народ. И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле", - такие слова звучат в известной "Попутной песне" Нестора Кукольника и Михаила Глинки. Никакой ошибки нет: в первой половине XIX века самоходные паровые машины в России действительно называли пароходами. Правда, недолго, всего три года, но факт успел попасть в анналы истории вместе с популярной песней.
2
Для первых чудо-машин меткое название нашли не сразу. В официальных отчетах и инженерных документах их именовали самокатными паровыми машинам, паровыми фурами, даже паровыми телегами, каретами и экипажами. А журналисты тех лет старались перещеголять друг друга в эпитетах для изобретения: то "диким зверем" называли, то "железным исполином".
3
Понятно, что "пароход" нёс более понятный обывателю смысл - машина, которая "ходит паром". Оставалось лишь изменить второй корень, ведь главное в нем то, что он везет. Так и появилось наконец слово "паровоз".
4
Впервые его напечатали в газете "Северная пчела" в 1837 году: "Вот идет паровоз с трубою, из которой валит дым; машина тащит за собою несколько повозок, в которых помещается более 300 человек, сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст". Так что условным автором слова считают издателя газеты Николая Греча. В том же году новый термин использовал в своем отчете для Императорского кабинета Франц Антон фон Герстнер, строитель первой в России железной дороги от Павловска до Царского Села. Вслед за большим начальником слово стали применять чиновники помельче, и вскоре оно стало привычным для любого жителя страны.
5
Кстати, несмотря на изобретение Черепановых, первыми по российским рельсам пустили машины, купленные за границей. А там их именовали локомотивами.