Совет 1: Полезные свойства грибов шиитаке

Китайцы и японцы называют шиитаке «гриб императора» и «эликсир жизни». Благодаря своим питательным и полезным свойствам, этот гриб используется в китайской кухне и медицине на протяжении многих веков.
Подберите свой рецепт
+
-

Химический состав и лечебные свойства грибов шиитаке

В составе гриба шиитаке учеными были обнаружены уникальный полисахарид лентинан, который обладает способностью препятствовать образованию раковых опухолей, и грибные фитонциды, способные бороться с вирусами гриппа, СПИДа и гепатита. Полисахарид лентинан способен замедлять рост злокачественных образований, он устраняет последствия облучений и курсов химиотерапии. В состав грибов входит множество витаминов, микро- и макроэлементов, в шиитаке содержатся 18 незаменимых для организма человека аминокислот. Полезные свойства этих грибов сопоставимы с женьшенем. Регулярное употребление шиитаке в пищу позволяет снизить риск возникновения инфекционных и вирусных заболеваний и очистить организм от токсинов и солей тяжелых металлов.
Вводите шиитаке в рацион постепенно, чтобы исключить аллергические реакции.

Шиитаке поможет улучшить иммунитет, укрепить нервную систему и избавиться от синдрома хронической усталости. Этот гриб способен нормализовать обмен веществ, очистить кровь, понизить уровень холестерина, улучшить состояние стенок кровеносных сосудов, повысить мужскую потенцию. Грибы шиитаке нормализуют кровяное давление, снижают уровень сахара в крови, защищают от гангрены. Они могут помочь в лечении кожных заболеваниий, бронхите, заболеваниях желудка, болезнях глаз. Грибы приводят в норму углеводный обмен веществ, улучшают пищеварение и способствуют активному сжиганию жира. Калорийность шиитаке составляет 34 ккал/100 г.

Грибы шиитаке в кулинарии и кометологии

Шиитаке принимают с пищей, добавляя его в различные блюда. Это очень вкусные грибы, из них приготавливают бульоны, соусы, их можно варить, готовить на пару, жарка грибов также не ухудшает их вкуса. Наиболее вкусными являются те грибы, на шляпке которых трещинки создают узор, похожий на снежинку или цветок. Чтобы получить максимальную пользу, их нужно употреблять сырыми. Суточная норма для приема шиитаке не больше 200 г свежих грибов или не более 20 г сушеных. Грибы используют также для приготовления настоек, отваров.
Шиитаке не рекомендуется беременным женщинам, кормящим мамам, больным бронхиальной астмой.

В Китае шиитаке широко применяют в косметологии, из них приготовляют грибной экстракт, который замечательно влияет на кожу, делая её упругой и гладкой. Маски, кремы и лосьоны оказывают омолаживающее действие. Коэнзим Q10 стимулирует восстановление клеток, выводя их них шлаки. Настой гриба отлично помогает в уходе за жирной пористой кожей, после его применения лицо выглядит свежим и молодым.

Совет 2: Чем полезны грибы шиитаке

Грибы шиитаке очень популярны в странах Юго-Восточной Азии. И популярны уже очень давно. Первые упоминания о них датируются III веком, они содержатся в трактатах древних китайских врачей, лечивших отварами из этих грибов своих императоров. Не случайно в ряде медицинских трудов они называются императорскими. У европейцев, живущих в XXI веке, возникает естественный вопрос о том, чем полезны грибы шиитаке.

Описание грибов шиитаке

Шиитаке (или сиитакэ, сян гу) – это древесные грибы. Их любимые места произрастания в природных условиях – пни и стволы дубов, кленов, лиственниц, каштанов и других деревьев. Но больше всего они любят стволы черного дерева, возможно, поэтому европейцам они больше известны под названием «китайские черные грибы». Собирают шиитаке после дождей весной и осенью.
По внешнему виду шиитаке напоминают луговые шампиньоны: те же похожие на колокольчики шляпки у молодых грибов и зонтикообразные «головные уборы» у взрослых. Только у шиитаке пластинки под шляпкой светлее.

На восточных рынках шиитаке – одни из самых почитаемых грибов. Так, в Японии, где на протяжении многих веков лучшие продукты являлись прерогативой королевской семьи, шиитаке называли «монархом грибов» или «королем», отдавая дань их великолепному вкусу и полезным свойствам.

Сегодня пищевая промышленность располагает технологиями выращивания грибов шиитаке в искусственных условиях. Происходит это в массовых масштабах, продукт поставляется в рестораны и супермаркеты и пользуется большим спросом у потребителей. Выращивают шиитаке на рисовой шелухе и древесных опилках, поэтому при достаточно высоких вкусовых качествах грибы лишены многого из того букета целебных свойств, которые присущи им при произрастании в естественных условиях. Стоимость последних также отличается от искусственных собратьев, и она довольно высока.

Полезные свойства шиитаке

Грибы шиитаке содержат в больших количествах сложные углеводы, около 20-ти аминокислот, макро- и микроэлементы (такие как кальций, фосфор, магний, медь, цинк). Богаты они и витаминами: A, C, В1, В2 и D. Благодаря сбалансированному составу и продуцированию под его воздействием в организме человека фермента перфорина, шиитаке помогают бороться с раком крови.

Учеными обнаружено в грибах шиитаке особое вещество – эритаденин, которое способно быстро снижать уровень холестерина и сахара в крови, восстанавливать микрофлору кишечника, налаживая тем самым обмен веществ и нормальный стул. А представители индустрии красоты на основании многочисленных научных исследований заявляют, что шиитаке продлевают жизнь клеток человеческого организма, а значит, и жизнь, за счет присутствующего в них эрготионеина – мощного антиоксиданта, улучшающего процесс дыхания клеток и межтканевого пространства.

Кроме того, грибам шиитаке присущи следующие качества:
- способность нормализовать углеводный обмен, что важно при лечении ожирения;
- шиитаке могут выступать в роли иммуномодулятора, активизирующего защитные силы организма;
- активные вещества, содержащиеся в грибах (такие как аргинин, гистидин, тирозин и др.) участвуют в построении противовирусного барьера в организме, эффективно защищают его от воспалительных процессов.

Способ употребления грибов шиитаке

В сыром виде шиитаке не употребляются. Но наряду с этим и отваривать или жарить их долго тоже не стоит, они могут потерять все свои полезные качества. Лучший вариант приготовления шиитаке – отваривание их в небольшом количестве воды в течение 3-4-х минут, а затем тушение (томление) на очень тихом огне не более 5 минут.
При включении грибов шиитаке в свой рацион следует знать, что они достаточно калорийны, в 100 г содержится 330 ккал. Кроме того, они могут вызвать аллергию, поэтому разумно вначале попробовать съесть маленькую порцию.

Как хранить грибы шиитаке

Свежие шиитаке – это живой продукт, который должен дышать и после того, как вы его решили купить. Храните их в бумажном пакете в холодильнике, но не более 5 суток. Хранение сушеных шиитаке должно происходить также в прохладном месте (например, дверца холодильника) в течение 3-4-х месяцев.

Совет 3: Как выращивать грибы шиитаке

В Древнем Китае считалось, что шиитаке усиливают жизненную энергию. Современные ученые исследуют их противоопухолевые свойства и насыщенность витаминами. Проверить целебное действие грибов и оценить их необычный вкус можно не только в лучших ресторанах, но и у себя дома, вырастив шиитаке на даче или в городской квартире.
Вам понадобится
  • - ветки кустарника;
  • - таз/кастрюля;
  • - вода;
  • - полиэтиленовые пакеты;
  • - синтепон;
  • - веревка;
  • - мицелий шиитаке.
Инструкция
1
Подготовьте субстрат, в котором будут расти грибы. Для этого срежьте 1 кг свежих веток любого кустарника. Измельчите их до состояния щепы и погрузите на 5 минут в воду. Когда смесь пропитается жидкостью, слейте воду, накрыв таз с щепками марлей, затем сложите субстрат в марлю и отожмите.
2
Сложите подготовленную "почву" в пакеты из прочного полиэтилена. Скатайте из полоски синтепона высотой 5 см рулон такого же диаметра и перевяжите его нитками. Он будет использоваться в качестве пробки. Завяжите веревкой пакет с субстратом, вставив в его горловину синтепоновую пробку.
3
Чтобы в благоприятных условиях тепла и влажности в мешке не образовалась плесень, его содержимое необходимо пастеризовать. Эта операция проводится в два этапа. Поместите закрытый пакет в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы она не залилась внутрь, и держите на сильном огне (температура не ниже 100 градусов) два часа. После этого блок выньте и оставьте в темном месте на сутки. Через 24 часа повторите процедуру кипячения.
4
Мицелий грибов разомните чистыми руками и насыпьте в остывший после пастеризации субстрат (примерно 25-30 граммов мицелия на килограмм сухих веток).
5
В течение двух-трех месяцев засаженная почва, оставленная в темном месте при комнатной температуре, покроется белым или коричневым налетом – это признак того, что гриб готов к плодоношению.
6
Промойте блок субстрата под проточной холодной водой и вынесите в затененный уголок сада, который станет идеальным местом для выращивания шиитаке. При условии ежедневного полива вы сможете собрать 5-6 урожаев с каждого блока.
7
В условиях домашнего разведения промытый субстрат поместите в пакет с отрезанными уголками и вместо полива каждый день опрыскивайте из пульверизатора.
Совет полезен?
В качестве субстрата можно использовать березовую стружку, шелуху подсолнечника и бревна дуба.

Совет 4: Как морозить грибы

Замораживание грибов дает возможность максимально сохранить все их полезные свойства. При всей кажущейся простоте процесса, определенная специфика того, как заморозить грибы на зиму, имеется.
Вам понадобится
  • Грибы, емкости для хранения, морозильная камера
Инструкция
1
Замораживать можно как сырые грибы, так уже приготовленные. Перед тем, как морозить грибы, их необходимо тщательно промыть, чтобы не допустить присутствия в них песка и частиц земли, а затем обрезать нижнюю часть плодоножки. После этого грибы подсушиваются с помощью полотенца или бумажных салфеток. Делается это достаточно быстро, так как увеличение промежутка между мытьем и приготовлением грибов влечет к их потемнению.
2
Для замораживания можно использовать любые сорта грибов, единственное требование касается их целостности. Если гриб червивый, то хранить его в течение длительного срока вредно. Мелкие грибы можно морозить целиком, однако в этом случае они занимают в морозильной камере большее количество места, чем измельченные. Крупные грибы разрезаются на части, выкладываются в один слой на разделочную доску, которая ставится в морозильную камеру.
3
После того, как грибы замерзнут, их можно ссыпать в любую удобную тару, от пластикового контейнера до полиэтиленового пакета. Этот способ позволяет избежать склеивания их кусочков друг с другом во время заморозки. Хранят такие грибы в морозильной камере в течение года. Использовать их можно для приготовления тех же блюд, в которые используются и свежие грибы. Размороженные грибы готовятся немедленно и повторному замораживанию не подлежат, так как в них слишком быстро размножаются микробы. Для приготовления супа грибы нужно использовать непосредственно из морозилки, не размораживая.
Обратите внимание
Еще одна разновидность – грибы замороженные, которые были предварительно приготовлены. Подобный способ облегчает процесс приготовления готовых блюд, экономя свободное время хозяйки. Предварительно отваренные или обжаренные грибы откидываются на дуршлаг для стекания лишней жидкости, после чего складываются в контейнер. Обязательно нужно подписывать не только наименование и вид готовности грибов, но и дату их заморозки. Готовые грибы хранятся в морозильнике в течение квартала.
Источники:
  • как приготовить мороженные грибы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500