Совет 1: Как аттестовать рабочее место

В предусмотренных законом случаях на предприятиях проводится аттестация рабочих мест. Последовательность действий при проведении аттестации регламентируется соответствующим приказом Министерством здравоохранения и социального развития. Он обязателен для юридических лиц и предпринимателей, ведущих индивидуальную деятельность. Какие действия следует предпринять, если вам поручено организовать аттестацию рабочего места?
Вам понадобится
  • - Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2011 года №342н.
Инструкция
1
Ознакомьтесь с понятием «аттестация рабочего места». По своей сути это мероприятие представляет собой всестороннюю оценку условий деятельности на конкретных рабочих местах. Цель проведения аттестации – выявление опасных и вредных факторов производства, а также разработка мероприятий, позволяющих привести условия труда в соответствие с требованиями нормативов.
2
Уясните дополнительные цели аттестации рабочего места. В ходе этого мероприятия обычно готовят поименный список работников, которые должны проходить регулярный медицинский осмотр. Если работа проводится во вредных условиях, составляются предложения по обеспечению рабочих мест средствами индивидуальной защиты. Для защиты работников в случаях получения ими травм положение об аттестации предусматривает систему скидок или, наоборот, надбавок к страховым тарифам.
3
Определите сроки проведения аттестационных мероприятий. По существующему положению любое рабочее место должно пройти аттестацию один раз в пять лет. За дату начала мероприятий берется день издания на предприятии приказа об утверждении поименного состава аттестационной комиссии. Имейте в виду, что при организации новых рабочих мест, изменении технологических процессов или при существенном изменении функциональных обязанностей возможно проведение аттестации во внеплановом порядке.
4
Составьте список лиц, которые будут входить в аттестационную комиссию, и подготовьте соответствующий проект приказа. В состав комиссии следует включить руководителей подразделений предприятия, работников кадровой службы, медицинских работников, представителей профессиональных союзов. Приложением к приказу по предприятию должен стать график проведения аттестационных мероприятий.
5
Организуйте выполнение комиссией плановых мероприятий в рамках аттестации. Члены комиссии последовательно оценивают условия труда на каждом из рабочих мест, соответствие условий деятельности нормативам гигиены, опасность получения травм, наличие и исправность средств индивидуальной защиты.
6
По результатам аттестации выполните комплексную и полную оценку условий труда. Итогом такой работы становится приказ о завершении аттестации, к которому прилагается сводная ведомость. В необходимых случаях составляется пояснительная записка с предложениями по итогам проведения аттестационных мероприятий. Перечень аттестованных рабочих мест направляется в трудовую инспекцию.

Совет 2: Как аттестовать сотрудника

С точки зрения работника аттестация – проверка профессиональных знаний и навыков в соответствии с должностной инструкцией на определенном рабочем месте, с точки зрения работодателя – возможность оценки соответствия специалиста занимаемой должности. Для того чтобы аттестовать сотрудника, работодателю необходимо подготовить необходимый пакет документов, провести аттестацию и принять нужное решение по ее результатам.
Вам понадобится
  • - документы предприятия;
  • - нормативные акт (положение об аттестации);
  • - документы работника;
  • - печать организации;
  • - ручка;
  • - кадровые документы;
  • - Трудовой Кодекс РФ.
Инструкция
1
Подготовьте положение о проведении аттестации, в котором опишите общие положения, подготовку аттестации, ее проведение и результаты. Данный документ является локальным нормативным актом, который разрабатывает кадровый отдел, руководитель структурного подразделения, учитывая особенности должностных инструкций аттестуемых работников.
2
Решение о проведении аттестации принимает директор организации, который должен издать приказ. В данном документе следует указать цель проведения аттестации, основания, вписать фамилии, имена, отчества, занимаемые должности лиц, которые будут являться членами аттестационной комиссии. Обычно таковыми назначают руководителей отделов, где трудятся работники, а также начальник отдела кадров и специалист со стороны. В распорядительной части необходимо возложить ответственность на кадрового сотрудника составить график проведения аттестации, а на руководителей структурных подразделений – подготовить список работников, которых следует аттестовать. Заверьте документ печатью предприятия и подписью директора компании.
3
Составьте график проведения аттестации, в котором впишите фамилии, имена, отчества, названия должностей работников, которых следует аттестовать, а также предполагаемую дату ее проведения. Право подписи документа имеет начальник отдела кадров, утверждает график директор организации.
4
Ознакомьте работников с графиком и приказом директора под роспись не менее чем за один месяц до фактической даты проведения аттестации. Кадровому работнику следует подготовить выписку из трудовой, копии документов об образовании, повышении квалификации, руководителю структурного подразделения – характеристику на работника, а также должностную инструкцию.
5
Проведите аттестацию в соответствии с положением о ней, внесите необходимые сведения в аттестационный лист. Комиссии следует составить протокол о ее результатах аттестации, а директору предприятия – издать приказ, в котором изложить решение (оставить работника на прежнем рабочем месте, направить на обучение, уволить, перевести на другую должность).
Источники:
  • Аттестация персонала: что и как?

Совет 3: Для чего нужна аттестация рабочих мест

Для проверки соответствия работника занимаемой должности многие работодатели проводят аттестацию. Для персонала она необходима для продвижения по карьерной лестнице, для руководителей предприятий – для оценки результатов выполняемых специалистами трудовых функций, эффективность от деятельности того или иного сотрудника.

Аттестацию следует проводить с периодичностью не чаще чем один раз в год, не реже чем раз в три года. Это зависит от категории конкретного работника. Для ее организации требуются определенные затраты. Ведь необходимо оформить множество документов, создать и оплатить деятельность аттестационной комиссии. Нередко компании приглашают сотрудников аттестационного центра.

Правила проведения аттестации определяются конкретно для каждого предприятия, но руководствоваться при написании локального нормативного акта нужно утвержденными положениями № 470/267 от 05.10.1973 г.

Аттестация должна проводиться в виде тестов, рейтинговых оценок. Аттестационная комиссия готовит вопросы для работников в соответствии с трудовой функцией, прописанной в трудовом договоре, требуемой квалификацией, образованием для определенной должности.

Проводить аттестацию персонала компании следует тем работникам, у которых четко определены должностные обязанности. Включать в список аттестуемых нельзя специалистов, работающих в компании менее года, беременных женщин, женщин, имеющих детей до года, а также сотрудников, которым не требуется специальная квалификация для выполнения трудовой функции, к примеру, дворников, уборщиц и т.п.

В результате аттестации работодатель может сделать вывод о необходимости обучения персонала, если у работников не хватает специальных знаний по занимаемым должностям. Если сотрудник соответствует выполняемой трудовой функции, причем его знания и опыт работы позволяют работать на более высокой должности, то руководитель предприятия вправе повысить его. Тем самым специалист продвинется по карьерной лестнице.

Если по результатам аттестации работник показал свое несоответствие занимаемой должности, неподходящую квалификацию, то работодатель вправе в течение двух месяцев предложить ему другую работу. Если сотрудник не согласен с переводом, перемещением, то руководитель компании может уволить его по статье 81 Трудового Кодекса РФ.

Когда работник в результате проведения аттестации полностью соответствует выполняемой функции, работодатель должен оставить его на прежнем месте. Если существует необходимость, руководитель предприятия вправе изменить условия трудового договора. Ему разрешается изменить некоторые трудовые функции, оклад, надбавки, заключив дополнительное соглашение к договору. Причем это можно сделать только при согласии сотрудника.

Для работодателя аттестация необходима для того, чтобы определить эффективность, результативность работы каждого сотрудника, оценить деятельность каждого работника организации.

Видео по теме
Источники:
  • Аттестация персонала: что и как?
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500