Совет 1: Как живут пчелы

Большинство насекомых – одиночки, но только не пчелы. Пчелы живут семьями в ульях, при этом отдельно каждая пчела с биологической точки зрения представляет собой женскую особь, которая не способна к размножению. За обновление рода и пополнение в семействе отвечает одна-единственная пчела, матка. Матка многократно больше других пчел, и за сутки такая пчела может отложить до 2000 яиц.
Инструкция
1
Максимальное количество пчел в одной семье может достигать десятков тысяч, и, конечно, чтобы все насекомые были сыты и защищены, улей должен обладать некой организованной системой руководства. Интересно, что жизнедеятельность пчел в значительной мере зависит от их возраста.
2
Молодые рабочие особи, которым не более 3-4 дней от роду, занимаются поддержанием порядка, убирают ульи. Став взрослее, они могут кормить личинок, и только в возрасте около 20 дней пчела вылетает на сбор меда. Старые пчелы занимаются добычей воды для своего улья, не отлетая далеко от дома.
3
На сегодняшний день ученые говорят о том, что в пчелиной семье нет руководящих насекомых, невозможно объективно назвать ни матку, ни трутня важнее, чем рабочая пчела. Каждое насекомое выполняет свою функцию, благодаря чему семья пчел получает пропитание, воду, защиту, продолжение рода.
4
Между собой пчелы общаются с помощью звуков, тактильных контактов, обоняния, пищевых и химических контактов, а также при помощи «танца пчел». Ученые проводили разнообразные интеллектуальные тесты с насекомыми и животными, если из 100 баллов волк набирает все 100, собака 60, то пчела – около 50 баллов. Это позволяет говорить о том, что пчелы являются, безусловно, крайне умными насекомыми.
5
Пчелиная матка вырабатывает особое вещество, имеющее запах. Запах этот у каждой пчелиной семьи свой, и никогда в улей не впустят чужака. Определяя по запаху, к какой семье принадлежит пчела, насекомые могут гарантировать, что весь нектар, заготовленный рабочими пчелами, достанется только их семье, а не будет разнесен по соседним ульям. Оберегают свою независимость пчелиные семьи рьяно, не допуская вторжения чужаков на территорию улья. Если пчела остается одна, пусть и при наличии корма, она погибает – без семьи эти насекомые не выживают.

Совет 2: Чем опасен укус пчелы

Пчелы – это насекомые, которые живут большими семьями, они всегда готовы защищать свое жилище и личное пространство. У одних людей укус пчелы может вызвать лишь небольшой отек и кратковременное жжение, у других же это сопровождается резким ухудшением самочувствия и интоксикацией.
Вам понадобится
  • - Пинцет;
  • - лед;
  • - антигистаминный препарат;
  • - ампула адреналина.
Инструкция
1
В первую очередь рискуют опробовать на себе укус пчелы люди, которые производят много резких движений и размахивают руками. Даже если к вам близко подлетела пчела, не старайтесь от нее отмахиваться или раздавить ее. Убив насекомое, вы раздавите резервуар с ядом, запах которого послужит для остальных сородичей командой к бою. В данном случае вы рискуете получить большую порцию яда взбесившихся пчел. Насекомых очень привлекают люди, которые благоухают кремами, одеколоном или духами. Пчел раздражают запах нефтепродуктов, чеснока и алкоголя.
2
У людей довольно различна восприимчивость к пчелиному яду, но практически всегда укус сопровождается покраснением кожи, острой болью, жжением. Укус этого насекомого может вызвать отек, который способен держаться до нескольких суток. У особо восприимчивых появляется общая слабость, головокружение, одышка и сыпь на коже. Тяжело переносят укусы пчел пожилые люди со слабым сердцем, при этом возможно падение давления, тело покрывается пятнами, сбивается дыхание. Необходимо положить больного на ровную поверхность и обеспечить доступ свежего воздуха, вызвать скорую помощь.
3
Яд пчелы, при попадании в человеческий организм, буквально заставляет тучные клетки сбрасывать в кровь вещество, вызывающее появление зуда, сыпи и отека – гистамин. Существует отдельная категория граждан, страдающих аллергической реакцией на пчелиный яд (согласно статистике, примерно 2% всего населения планеты страдает аллергической реакцией на укусы пчелы или осы). Укусы пчелы в данном случае способны вызвать обычную крапивницу или анафилактический шок. Этой группе лиц нужно как можно дальше держаться от пасеки, не гулять босиком по траве.
4
Всем без исключения людям опасен укус пчелы в глотку, небо или язык. При этом есть высокий риск отека гортани и слизистой оболочки зева, который закрывает доступ кислорода в дыхательные пути со всеми вытекающими из этого последствиями. Укус пчелы и осы может вызвать отек Квинке – это остро развивающийся аллергический отек кожных покровов, слизистых оболочек, подкожной клетчатки, который нередко приводит к смертельному исходу.
5
Если вас ужалила пчела, немедленно примите антигистаминный препарат, аккуратно извлеките жало с помощью пинцета. Старайтесь не чесать место укуса, это может привести к развитию бактериальной инфекции и травматизации кожи. Приложите к больному месту лед. Если пчела ужалила человека, страдающего аллергией, нужно сразу же сделать укол адреналина, который поможет не только предотвратить появление аллергической реакции, но и спасти жизнь.
Видео по теме

Совет 3: Самые опасные для человека насекомые

Одни из самых опасных для человека организмов меньше самого человека во много раз, а иногда и еле заметны невооруженным глазом. Это насекомые – осы, шмели, шершни, жуки, муравьи и другие, укусы которых настолько ядовиты, что в некоторых случаях могут привести к смерти.

Осы и пчелы

Осы и пчелы больно кусаются, а их укусы могут привести к анафилактическому шоку. Эти насекомые живут почти в любом климате и на всех континентах, и большинство людей хоть раз в жизни кусала оса. Если у человека нет аллергии, это не приводит к неприятным последствиям. Но при развитии аллергической реакции от укуса пчелы или осы можно умереть – анафилактической шик приводит к затрудненному дыханию, помутнению сознания и даже смерти. Особенно опасны укусы в полость рта и в кровеносные сосуды, расположенные на коже головы.

А если человек проглотит осу, и она укусит его в глотку, то появившаяся опухоль может привести к удушью.

Также очень опасным может стать укус шмеля – не обычного небольшого шмеля, а азиатского гигантского. Это насекомое достигает пяти сантиметров в длину и имеет особенно острое и длинное жало. Он укусов этого шмеля иногда умирают люди, не имеющие аллергии, так как доза яда мандоротоксина достигает смертельной отметки.

Муравьи

Обычные муравьи кажутся безобидными и добрыми существами, но на земле существуют сотни видов очень опасных и ядовитых муравьев. Даже обычные муравьи умеют кусаться и впрыскивать в рану жертвы кислоту, но опасность так называемых огненных муравьев во много раз выше. Эти жестокие насекомые сначала делают в коже человека укус, после чего жалом вводят внутрь яд соленпсин, действие которого похоже на ощущения от ожога. К счастью, этот яд не смертелен, если человека укусил один или несколько муравьев, но госпитализация в таком случае обеспечена.

Другой вид муравьев, обитающий в Южной Америке, прославился благодаря тому, что их укусы признаны самыми болезненными ощущениями у человека. Боль от укуса «муравья Конго» невероятно сильная и резкая и продолжается более суток, причиняя огромные страдания. Из-за этого насекомое прозвали муравьем-пулей. Его укус не смертельный, но по мнению многих переживших его, наносит психическую травму.

Среди некоторых южноамериканских индейских племен был распространен такой обычай: молодые люди в качестве обряда инициации должны вытерпеть укус муравья-пули двадцать раз подряд.

Жуки, мухи и другие опасные насекомые

Насекомое с милым названием – целующий жучок – водится в Америке, Азии и Африке. Виды этого жука переносят смертельную для человека инфекцию – после укуса развивается болезнь Шагаса, которая приводит к летальному исходу.

Очень опасна для человека муха цеце, которая водится в Африке и высасывает у человека кровь. Но главное – она переносит сонную болезнь, которая пагубно влияет на сердце, эндокринную и нервную систему человека и часто приводит к смерти.

А крошечная крысиная блоха сама по себе безобидна, но может быть носителем страшных болезней: именно она вызывала заболевание чумой в четырнадцатом веке и уничтожила половину всего населения Европы.

Совет 4: Почему пчелы строят соты

Медоносные пчелы - насекомые общественные. Для хранения меда и выращивания потомства они строят семейное гнездо. Оно состоит из восьми сотов. В качестве строительного материала используется воск.

Семейное гнездышко

Вся семейная жизнь пчел протекает на сотах. Здесь они хранят запасы корма (мед) и растят потомство. Только пчелы, живущие семьями, способны производить воск и делать соты. При этом семья должна быть полноценной. С молодой маткой и многочисленным потомством. Без семьи пчеле не выжить.

Соты располагаются в улье параллельно друг другу. Расстояния между соседними сотами (улочки) составляют 12,5 мм. По ним пчелы перемещаются.

Удивительная стройка

Пчелы – талантливые архитекторы. Конструкция сотов экономична. На его строительство тратится минимальное количество воска. Ячейки имеют форму шестигранных призм с ребром 2,71 мм. Она позволяет максимально экономить пространство в улье.

Медоносные пчелы при строительстве сот ориентируются на магнитные поля. Они способны определять их силу и направления.

Соты пчелы строят из воска. Он вырабатывается восковыми железами. Жидкий воск через мельчайшие поры выделяется наружу. Застывает, превращаясь в прозрачные пластинки или чешуйки. Их пчелы разминают челюстями. Строительный материал готов.

Весной и летом пчелиная семья ремонтирует и надстраивает верхнюю часть сот. В эти ячейки пчелы складывают мед. Потом запечатывают их восковыми крышечками. Так мед сможет храниться долго.

Порядок в доме

В пчелином гнезде, как в доме у хорошей хозяйки, всегда порядок. Вверху кладовая для меда. Под ней размещается потомство. Чтобы оно не перегрелось, соты с будущими пчелами находятся напротив летка.

В жаркие дни пчелы выстраиваются рядами возле летка внутри улья и все вместе машут крыльями. Так они проветривают свой дом. Температура в нем должна быть постоянной, +35оС. Иначе расплод может погибнуть.

Внизу, в темной части улья всегда есть свободные ячейки. Здесь у пчел своеобразная фабрика меда. К вечеру они наполняют ячейки жидким нектаром. За ночь он подсушивается, ферментизируется и превращается в мед. Утром пчелы переносят его наверх.

Для производства 1 кг меда пчелам нужно собрать нектар с 19 миллионов цветков. Поэтому они всегда сообщают друг другу о местах, где растут медоносные растения.

Если пчела, возвратившись к улью, описывает небольшие круги, нектар находится на расстоянии менее 50 метров. Если дальше, пчела движется не только кругами, но и по прямой линии, виляя брюшком.
Видео по теме
Обратите внимание
Интересно, что в периоды, когда вокруг особенно много цветов, и нектара можно собрать максимальное количество, из улья вылетают и пчелы-подростки, достигшие 10-дневного возраста. Они помогают взрослым насекомым в заготовке пропитания.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500