Совет 1: Прививки и вакцины детям

Появившийся на свет ребенок уже обладает врожденным иммунитетом против некоторых заболеваний. Но надеяться только на него нельзя, ведь он не может защитить малыша от ряда других опасных вирусных инфекций. В этом случае необходима вакцинация.

Обязательные прививки

Первые прививки ребенку делают в течение 24 часов после рождения. В это время врач вводит малышу вакцину против вирусного гепатита В. Дальнейшая вакцинация против этого заболевания проводится через месяц, третья – через пять месяцев. Данная прививка входит в национальный календарь профилактических прививок, и если педиатр не выявит у ребенка причин для временного медицинского отвода, осуществляется в установленные сроки.

На третий-седьмой день малыша прививают против туберкулеза - БЦЖ. Следующие ревакцинации против данного заболевания проводятся в 6-7 и в 14 лет при условии отрицательной реакции Манту.

В три месяца ребенку делают АКДС - комплексную вакцину, призванную заставить организм вырабатывать антитела сразу против трех довольно опасных заболеваний: дифтерии, коклюша и столбняка. В этом же возрасте вводится и вакцина против полиомиелита. В 4,5, а затем в 6 месяцев младенцу сделают вторую и третью прививки от этих же инфекций.

В годовалом возрасте малышу предстоит перенести еще несколько обязательных прививок: против краснухи, кори и эпидемического паротита.
Вышеперечисленные прививки первого года жизни входят в национальный календарь профилактических прививок, поэтому при отсутствии противопоказаний и отказа со стороны родителей делаются в обязательном порядке.

18 месяцев – время первой ревакцинации против коклюша. В этот же период производят и ревакцинацию против полиомиелита.

Согласно календарю обязательных профилактических прививок в 20 месяцев проводят вторую ревакцинацию против полиомиелита.

В 13 лет девочкам делают прививку против краснухи, а в 14 уже девочкам и мальчикам - ревакцинации против полиомиелита, дифтерии, столбняка. Взрослым эти прививки повторяют каждые 10 лет.

В последнее время родители все чаще отказываются от вакцинации детей, мотивируя это многочисленными осложнениями. Но на самом деле риск получить проблемы со здоровьем от прививок существенно ниже, чем от самой инфекции. Поэтому избегать обязательной вакцинации для здоровья собственного ребенка все же не стоит. Как известно, здоровье не купишь, но помочь его сберечь вы обязаны.

Дополнительная иммунизация

Кроме обязательных прививок в нашей стране проводят и дополнительные – уже в рамках программы дополнительной иммунизации. В их числе – прививки против гриппа (они рекомендованы всем, особенно детям с шестимесячного возраста и взрослому населению), а также против вирусного гепатита А и некоторых других заболеваний.

Вакцинация по желанию

В Москве и других крупных городах в два года детям делают прививку против пневмококковой инфекции, но пока она не входит в перечень обязательных. Не является обязательной и прививка против ветрянки, хотя в ряде стран Евросоюза, СНГ, странах Южной Америки, Японии, США, Канаде и многих других вакцинацию против ветряной оспы проводят уже несколько десятилетий. И в результате число заболеваний ветряной оспой в этих странах удалось значительно сократить.

Женщинам и особенно не рожавшим девушкам рекомендуется сделать прививку против вируса папилломы человека, который не только провоцирует бородавки, но и может стать причиной развития раковых заболеваний, в частности рака шейки матки. В России прививка против ВПЧ не является обязательной, но в ряде регионов ее проводят в рамках бесплатной иммунизации девочек-подростков. Например, бесплатно данную прививку можно сделать и в некоторых медцентрах столицы, Твери, Якутии, Самаре, Ханты-Мансийском автономном округе.
Чтобы узнать, проводят ли вакцинацию против ВПЧ в вашем регионе, проконсультируйтесь с вашим гинекологом.

Об опасности болезней

Вирусный гепатит, вакцинация против которого проводится в первые сутки жизни младенца, чреват неприятными последствиями. При затяжном течении болезнь может перейти в цирроз печени, хронический гепатит и рак печени.

Паротит особенно опасен для мальчиков, так как впоследствии может стать причиной мужского бесплодия. Кроме этого, паротит, поражающий поджелудочную железу, слюнные железы, яички, может вызвать и более серьезные осложнения, такие как панкреатит и менингит. Для выработки иммунитета, уверяют специалисты, достаточно однократного введения вакцины против этого вирусного заболевания.
Единожды введенная вакцина против паротита уменьшает риск развития заболевания на 90 процентов.

Полиомиелит еще несколько десятилетий был довольно распространенной кишечной вирусной инфекцией, вызывающей разнообразные параличи и превращающей детей в инвалидов. Сегодня, благодаря вакцинации, это заболевание практически побеждено. Но из-за существующих в ряде стран Азии и Африки очагов этой инфекции вакцинация против полиомиелита продолжается в профилактических целях.
Со временем сопротивляемость организма к ряду заболеваний ослабевает, и тогда проводится повторная вакцинация против ряда инфекций. Обычно временной промежуток составляет 10 лет.

В три месяца малышу вводят вакцину против коклюша, опасного своим поражающим действием на дыхательную систему, дифтерии, вызывающей отек горла и нарушение дыхания, поражение почек и сердца. Не менее опасен и столбняк, в результате которого из-за бактерий, полученных при различных травмах кожи, страдает нервная система.

Совет 2: Какая прививка от кори

Всеобщая иммунизация против кори — профилактическое мероприятие, предотвращающее распространение инфекции и уменьшающее количество смертельных случаев при неблагоприятном течении заболевания. Вакцинация от кори проводится всем без исключения. Дети младше 5 лет — особый контингент, больше всего подверженный инфицированию. Корь протекает у таких детей крайне тяжело, риск развития осложнений и летального исхода намного выше, чем у взрослых.

Прививки от кори

Разработаны моновалентные вакцины от кори, состоящие только из одного компонента, и поливалентные, состоящие из нескольких. Наиболее широко используются в настоящее время поливалентные вакцины со следующими компонентами: корь и краснуха; корь, краснуха и паротит; корь, паротит, краснуха и ветряная оспа. Моновалентные и поливалентные вакцины с коревым компонентом имеют одинаковую эффективность. Выбор препарата решается индивидуально в каждом конкретном случае и определяется факторами удобства. Все вакцины, выпущенные на рынок фармацевтических препаратов, одобрены ВОЗ, эффективны и безопасны. Они также являются взаимозаменяемыми: прививки можно проводить разными препаратами без негативных последствий для организма.

Вакцина против кори представляет собой лиофилизат — высушенный порошок, который следует развести перед введением специальным растворителем. Хранят вакцину в холодном или замороженном состоянии. Разведенный лиофилизат имеет короткий срок годности - 1 час. Если этот срок превышен, то иммунологические свойства препарата теряются и он становится непригодным к использованию. Прямые солнечные лучи губительно воздействуют на вакцину, поэтому ее хранят в окрашенных флаконах. Неиспользованный препарат после истечения срока годности подлежит утилизации.

Трехкомпонентная вакцина

Трехкомпонентная вакцина используется для иммунизации против кори, краснухи и паротита. Благодаря ее составу стало возможным с помощью одной инъекции инициировать формирование невосприимчивости организма сразу к трем инфекциям. Особенность этой вакцины - низкая реактогенность.

Консервантами и стабилизаторами комплексной вакцины корь-краснуха-паротит являются сорбитол, желатин и антибактериальный препарат «Неомицин». Эти вещества делают препарат абсолютно безопасным. Благодаря им риск развития побочных эффектов довольно низкий.

Хранят препарат в холодильнике или в морозильной камере. При необходимости вакцину разводят и помещают во флакон из темного стекла для защиты от проникновения солнечного света. Полученный раствор используют в течение 6 часов. Прививка корь-краснуха-паротит уменьшает количество походов в поликлинику и число инъекций.

Если человек переболел одной из трех инфекций, то для иммунизации используют вакцину без соответствующего компонента. Но и в этом случае можно поставить прививку корь-краснуха-паротит: ненужный компонент будет нейтрализован имеющимися в организме антителами, выработанными в процессе болезни, а остальные два подействуют как обычно.

Совет 3: Есть ли прививка от ветрянки?

Ветряная оспа − это распространенное инфекционное заболевание, которое возникает в результате вторжения в организм одного из герпесных вирусов. Осложнения при ветрянке встречаются не так уж и часто, однако могут причинить непоправимый вред здоровью. Единственным надежным способом защиты от болезни является вакцинопрофилактика.

Зачем нужно делать прививку от ветрянки

Возбудитель ветряной оспы − вирус Varicella Zoster − имеет высокую вирулентность и передается воздушно-капельным путем. Именно поэтому ветрянкой болеют преимущественно дети, плотно общающиеся между собой в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. В большинстве случаев болезнь протекает достаточно легко: температура, зудящая пузырьковая сыпь и другие симптомы проходят за 7-10 дней. После выздоровления возникает стойкий иммунитет, поэтому вероятность повторного заражения ветряной оспой крайне мала.

Однако в некоторых случаях (как правило, у ослабленных детей, а также подростков и взрослых) ветрянка может дать серьезные осложнения. К ним относятся ветряночная пневмония, артрит, энцефалит и менингит. Также вирус может навредить сердечно-сосудистой, мочеполовой, нервной и иммунной системе. Течение ветряной оспы зачастую непредсказуемо, поэтому лучше обезопасить себя от нее, заблаговременно сделав прививку.
Существует не только плановая, но и экстренная вакцинация от ветряной оспы. Предотвратить инфекцию можно, сделав прививку в течение трех дней после контакта с больным человеком.

Какие вакцины от ветрянки есть в России

Далеко не все из существующих вакцин против ветряной оспы разрешены к использованию в РФ. На данный момент сделать прививку от ветрянки можно лишь вакцинами «Варилрикс» и «Окавакс». И та, и другая имеют высокую эффективность и могут использоваться у взрослых и детей, достигших годовалого возраста.

Иммунизация вакциной «Варилрикс» детям до 13 лет проводится однократно. После этого возраста для выработки стойкого иммунитета к ветряной оспе требуется уже две дозы препарата. Интервал между введениями вакцины в этом случае должен составлять полтора-два месяца и по возможности не превышать 10 недель. Противопоказаниями для вакцинации являются иммунодефицитные состояния, инфекционные заболевания, хронические болезни в стадии обострения, период грудного вскармливания и индивидуальная непереносимость. Кроме того, нельзя использовать препарат во время беременности, а также за три месяца до планируемого зачатия.
Перед введением вакцины от ветряной оспы следует пройти обследование у врача, чтобы убедиться в отсутствии противопоказаний.

Вакцина «Окавакс» имеет преимущество перед «Варилриксом»: для выработки стойкого иммунитета как детям, так и взрослым достаточно всего одной дозы препарата. В остальном разницы в показаниях и противопоказаниях для вакцинации практически нет. Несмотря на то, что обе зарегистрированные в России вакцины хорошо переносятся и редко вызывают осложнения, доверить выбор препарата лучше врачу.
Видео по теме

Совет 4: Какие прививки можно делать беременным

С помощью иммунизации можно защитить организм беременных от некоторых болезней. Однако всегда стоит соразмерить степень риска и нужность определенной вакцины.
Известно, что благодаря антителам, которые были приобретены пассивным образом, ребенку можно обеспечить нужную защиту от болезней. Первые месяцы его жизни часто оказываются особо сложными. Именно поэтому иммунизация беременных считается очень важной.

Многие будущие матери переживают из-за того, что их заболевания и принимаемые лекарства могут отразиться на здоровье ребенка. Отдельно стоит рассмотреть проблему профилактических прививок. Все потому, что они могут либо защитить ребенка от заболевания, либо навредить ему.
Врачи утверждают, что лучше не избегать необходимой вакцинации. Стоит просто знать и разбираться, какие прививки считаются допустимыми для беременных.

Когда будущая мать нуждается в прививке?

Иммунизацию можно проводить исключительно в случае высокой возможности заражения:

- после контакта с заболевшим;
- при неблагоприятной общей эпидемиологической обстановке.

Если нет острой необходимости делать прививку, тогда лучше от нее отказаться. Влияние большинства вакцин на процесс развития ребенка пока недостаточно изучено. Но в случае угрозы серьезной болезни, которая может значительно навредить ребенку, нельзя отказываться от подобных дополнительных мер иммунизации.

Какие бывают вакцины?

Всего есть несколько разновидностей вакцин:

- активные либо инактивированные виды вирусов;
- неактивные бактерии;
- стандартные либо специализированные иммуноглобулины;
- токсоиды.

Во время беременности нельзя делать профилактические прививки разнообразными живыми вакцинами, ведь вирус может размножиться, попав в организм. После передачи его ребенку, может образоваться патология развития плода или случится выкидыш. Подобные вирусы довольно опасны, когда с момента вакцинации или заболевания прошло менее трех месяцев до зачатия.
Пассивную вакцинацию считают абсолютно безвредной. В подобном случае в организм вводят уже убитый вирус либо иммуноглобулин.

Иммунизацию стоит провести, когда вероятность заражения довольно велика. Подобное бывает в случае большой эпидемии. При этом необходимо учитывать риски, ведь возможность осложнения должна оставаться крайне малой. Иногда с целью профилактики стоит всего лишь избегать общения с зараженными.

Беременной не стоит делать профилактических вакцинаций, безопасность которых пока не сумели доказать. Среди разрешенных можно выделить прививки:

- от гриппа,
- менингита,
- бешенства.

Дополнительно, при необходимости, можно провести вакцинацию от столбняка, бешенства и дифтерии. Если нужны другие прививки, надо предварительно проконсультироваться с врачом.
Видео по теме

Совет 5: Аргументы за и против прививок

Благодаря массовой вакцинации, за последние сто лет медикам удалось значительно снизить количество болезней, вызванных различными опасными инфекциями. Однако среди современных родителей появляется все больше противников вакцин. Чтобы решить, нужно ли позволять врачам делать вашим детям прививки, стоит изучить аргументы за и против вакцинации.

Аргументы за прививки

Прививки рассчитаны на массовое здоровье нации и позволяют выработать общий иммунитет у большей части населения страны. В результате возможность быстрого распространения таких опасных инфекций, как корь, дифтерия, коклюш, полиомелит, туберкулез и др., снижается. При этом важно, чтобы число вакцинированных людей достигло 70 %. Для некоторых болезней порог эффективной вакцинации составляет 90 %.

Резкое сокращение количества людей, являющихся переносчиками инфекционных болезней, гарантирует очень низкую вероятность возникновения эпидемии. Таким образом, массовая вакцинация является самым надежным способом профилактики эпидемических инфекционных заболеваний. Конечно, многие из этих заболеваний стали очень редкими в современном мире, однако их возбудители по-прежнему находятся в окружающей среде. Поэтому массовый отказ от вакцинации может привести к новым вспышкам инфекционных болезней.

К примеру, в девяностых годах прошлого века в странах бывшего СССР возникла эпидемия дифтерии. Основной причиной эпидемии стал развал системы здравоохранения и обусловленное им появление большого числа непривитых от данной болезни людей. Общее количество заболевших составило свыше 150 000 человек, из которых примерно 5000 умерло.

Очень важна вакцинация и при поездке в другой регион, где распространено какое-либо инфекционное заболевание. Заблаговременно сделанная прививка обезопасит от заражения этой инфекцией или развития тяжелых форм данного заболевания.

Помимо эпидемических инфекционных болезней существуют неэпидемические инфекционные заболевания, возбудители которых обитают во внешней среде или переносятся животными. К таким заболеваниям относятся, например, столбняк, бешенство и клещевой энцефалит. Вакцинация против данных болезней рассчитана на охрану здоровья отдельного человека, а не на массовое здоровье.

Стоит учитывать, что отказ от профилактических прививок может ограничить доступ детей в организованные коллективы: пансионаты, санатории, оздоровительные и спортивные лагери. Взрослым непривитым гражданам могут отказать в поступлении в военные ВУЗы и при приеме на работу по некоторым специальностям.

Аргументы против прививок

Как любой лекарственный препарат, вакцины способны вызвать побочные эффекты. Чаще всего они слабо выражены: на некоторое время повышается температура тела и возникает небольшая болезненность на месте укола. Некоторые живые вакцины могут вызвать реакцию, похожую на легкую форму болезни, против которой делалась прививка.

Однако иногда введение вакцины провоцирует анафилактический шок, способный привести к инвалидности или даже летальному исходу. При этом стоит отметить, что случаи таких осложнений очень редки, а частота возникновения тяжелых побочных эффектов у вакцин такая же, как и у привычных лекарств. Чтобы снизить вероятность развития тяжелых осложнений после прививок, нельзя проходить вакцинацию во время болезни и при наличии противопоказаний.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500