Совет 1: Полезные свойства шиповника

Шиповник, или дикая роза, был известен еще в Древней Греции. На Руси плоды этого растения собирали и заготавливали специально для армии, чтобы воины были здоровыми и выносливыми, а по цене они не уступали соболиному меху. И по сей день благодаря своим полезным свойствам шиповник выращивают не только на дачных участках, но и в промышленных масштабах для медицинских целей.
С шиповником связано множество легенд. По одной из них куст дикой розы вырос на месте, где упала на землю кровь гордой казачки, пронзившей себе сердце кинжалом, чтобы не выходить замуж за нелюбимого. И на этом кусте растут алые цветы — для влюбленных и шипы — для злых и завистливых.

О пользе шиповника

Плоды шиповника нашли широкое применение в медицине как комплексное поливитаминное и иммуномодулирующее средство благодаря содержащейся в них комбинации микроэлементов и питательных веществ.

В первую очередь шиповник — рекордсмен по содержанию витамина С. По содержанию аскорбиновой кислоты его плоды превосходят черную смородину в 10 раз, а лимон в 50. Наиболее полезны в этом отношении кусты с красными и белыми цветками.

Красно-рыжая окраска ягод говорит о том, что в шиповнике также содержится каротин. Но и здесь он стал рекордсменом, обойдя по этому показателю абрикос, морковь, облепиху и хурму.

Помимо названных, в составе шиповника есть витамины К, Е, А, Р, В, а также кальций, калий, железо, магний, марганец, медь, натрий и другие полезные микроэлементы. И это наряду с органическими кислотами, эфирными маслами и дубильными веществами, которые также оказывают благотворное влияние на организм.

Благодаря своему составу плоды шиповника нашли применение в медицине для лечения болезней сосудов, пищеварительных и мочеполовых органов. Они помогают при малокровии, холецистите и атеросклерозе, нормализуют давление, обладают желчегонным и мочегонным свойствами, улучшают обмен веществ.

Целебными свойствами обладают не только плоды, но и другие части шиповника. Так, в его корнях содержатся дубильные вещества, благодаря которым они оказывают вяжущее действие. Из семян получают масло, которое используется как противовоспалительное и ранозаживляющее средство. В лепестках цветов также содержится витамин С, флавоноиды, дубильные вещества, жирные и эфирные масла.

Рецепты из шиповника

Чаще всего в домашних условиях готовят витаминные напитки из высушенных плодов шиповника. Если вы хотите самостоятельно заготовить ягоды, их нужно собрать до наступления заморозков и высушить в сушилке или духовке при температуре 80—90 градусов. В таком виде их можно хранить в плотно закрытой емкости в течение двух лет.

Самый простой способ приготовить настой шиповника — заварить горсть сухих ягод полулитром кипятка, добавить две чайные ложки сахара и настаивать в термосе 4—7 часов. Также можно приготовить лечебный отвар из измельченных ягод. Для этого сухие плоды необходимо очистить от ворсинок и измельчить с помощью блендера или мясорубки. Затем залить кипятком из расчета столовая ложка сырья на 300 мл воды и варить на слабом огне примерно 15 минут, после чего процедить через марлю. Витаминные напитки из шиповника рекомендуется употреблять по полстакана 2—3 раза в день перед едой.
У шиповника есть и противопоказания. К ним относятся болезни нарушения кровотока и сердечная недостаточность. Кроме того, превышение рекомендуемых доз может негативно отразиться на работе печени и пищеварении.

А из лепестков шиповника получится чудесное по вкусу и очень красивое варенье. Причем готовится оно «холодным» способом, благодаря чему сохраняются все полезные свойства цветов. Для его приготовления нужно взять лепестки и сахар в пропорции 2:1. Лепестки нужно промыть, дать стечь лишней воде, после чего смешать с сахаром и тщательно перетереть руками. Готовое варенье разложить по банкам и убрать в холодильник.

Совет 2: Полезные свойства шиповника. Рецепты настоек

Шиповник используется в целебных целях не одно столетие, упоминания о нем встречаются у Авиценны, в тибетской медицине и в библейских рукописях. Родиной растения считается Азия. Сейчас места обитания шиповника охватывают довольно обширную территорию от Урала и Сибири до Казахстана и Дальнего Востока.
Растение представляет собой многолетний дикорастущий куст, высотой до 2,5 м, покрытый острыми шипами, семейства Розовых. Цветет в мае-июне розовыми цветками, плоды - красно-оранжевые. На Руси о целебных свойствах кустарника узнали еще в XVI веке - и с тех пор используют как народное средство для лечения различных заболеваний.
Во времена Ивана Грозного плоды шиповника собирали специальные сборщики. Ягоды предназначались для поддержания здоровья и боеспособности войска. Отвар из шиповника ценился на вес золота, расплачивались за него соболям и парчой.

Плоды кустарника содержат в себе столько полезных веществ, что могут заменить целую аптеку. Это замечательное лекарственное средство содержит в себе очень большой процент витамина С (аскорбиновой кислоты больше, чем в лимоне и черной смородине), Р и К, рибофлавин, каротин, токоферолы, жирное масло.

Ягоды обладают желчегонным, мочегонным и противовоспалительным действием, помогают регулировать работу желудка, повышают иммунитет. Препараты на основе плодов шиповника употребляют при авитаминозе, малокровии и истощении. Регулярное употребление настоя из плодов кустарника увеличивает работоспособность, повышает сопротивляемость организма ко всякого рода инфекциям и простудным заболеваниям. Благодаря всем своим полезным и лечебным свойствам шиповник широко используется в народной медицине. Настойки шиповника обычно не вызывают побочных эффектов, их можно употреблять довольно продолжительное время.
В традиционной медицине используются только плоды кустарника, как свежие, так и сухие, в гомеопатии – только свежие ягоды. И только народная медицина применяет все части кустарника.

Чтобы нормализовать артериальное давление, нужно приготовить настойку из шиповника на водке: 100 г сухих (свежих) измельченных плодов залить половиной литра водки и поставить в темное место на полторы недели. Настойку принимать три раза в день по 20 капель до еды.

Отвар из цветков шиповника поможет при воспалении среднего уха. Следует заварить цветы и добавить в отвар такое же количество морковного сока. Капать в ухо.

Базовый настой из измельченных ягод готовится очень просто: 1 столовую ложку ягод заварить 2-мя стаканами кипятка, настоять на паровой бане 15 минут, затем еще 30 минут без паровой бани под крышкой, процедить и употреблять по половине стакана два раза в день. Принимать до еды.

Можно тот же настой из измельченных ягод приготовить с помощью термоса. Такой настой принесет пользу при анемии, атеросклерозе, гипертонической болезни.

Из целых плодов настой готовится несколько иначе: плоды (1 столовая ложка) заливаются кипятком (1 стакан), кипятятся 10 минут, настаиваются 24 часа, процеживаются. Второй вариант: залить плоды кипятком, настоять в закрытой посуде 8 часов.

Чтобы ягоды кустарника не потеряли своих целебных свойств, их нужно не только правильно приготовить, но и правильно собрать. Сбор проводится до заморозков, поскольку даже небольшой мороз уничтожит все лечебные свойства. Затем их сушат. Правильно заготовленное сырье сохраняет буровато-красный цвет.

Совет 3: Масло из плодов шиповника: полезные свойства, применение

Масло шиповника представляет собой текучую ароматную жидкость насыщенного оранжево-желтого окраса с красноватым или золотистым отливом. Оно обладает признанными косметическими свойствами и является источником витаминов и микроэлементов. В народе его часто называют «жидким солнышком».
Для получения масла шиповника используют только семечки его плодов. Из них методом тепловой экстракции с добавлением органических растворителей или путем холодного отжима и получают это полезнейшее масло.
Масло, произведенное путем холодного прессования, более качественное, но и стоит оно дороже. При покупке будьте внимательны и обязательно проверьте метод получения.

В состав шиповникового масла входят 15 полиненасыщенных жирных кислот, витамины A, E и C, макро- и микроэлементы – железо, марганец, медь, калий, фосфор, магний и стронций. Благодаря этим полезным компонентам масло дикой розы активно применяют в медицине и косметологии.

В традиционной медицине масло шиповника часто используют для лечения гастрита. Оно обладает мочегонным, общеукрепляющим и ранозаживляющим действием. Масло влияет на выделение желудочного сока и снижает процесс отделения желчи. Также оно может помочь при изжогах, гепатите и холецистите. Для комплексного лечения необходимо принимать по 1 ст.л. ложке масла шиповника за час до принятия пищи. Курс может длиться до 30 дней.

В период обострения гриппа, местных инфекционных заболеваний и ОРВИ можно принимать шиповниковое масло для повышения сопротивляемости организма. Эффективно оно и при заболеваниях горла и слизистых носа. Его можно не просто закапывать в нос, но и делать лечебные процедуры. Необходимо смочить ватный тампон в масле и заложить его в каждую ноздрю.

Можно использовать масло шиповника в качестве регенерирующего и ранозаживляющего средства при ссадинах, неглубоких ранах и дерматите. Оно также поможет избавиться от ожогов, травм кожи и микротрещин на губах.
В чистом виде масло шиповника наносить на открытые раны, порезы и ссадины нельзя. Оно может спровоцировать появление раздражения и воспаления.

В косметологии масло дикой розы часто применяют для ухода за кожей лица. У него очень легкая текстура, которая практически не оставляет на лице жирного блеска. Его можно использовать в качестве дополняющего компонента к кремам и маскам или применять в чистом виде. Больше всего это масло подойдет для увядающей и сухой кожи. На проблемной и жирной коже оно может спровоцировать новые высыпания. Поэтому если у вас на лице есть прыщики, лучше им не пользоваться.

Полезные свойства шиповникового масла используют и для ухода за волосами. Его богатый состав – настоящее спасение для безжизненных, сухих и поврежденных волос. Втирайте его в кожу головы за 15-20 минут до мытья или добавляйте в шампунь. На 10 ст.л. шампуня потребуется 1 ст.л. масла.

Масло шиповника – достаточно эффективное средство от растяжек. Его нужно втирать в проблемные участки тела для сохранения эластичности кожи. Кроме того, оно может помочь избавиться от пигментных пятен.

Летом используйте масло «дикой розы» для защиты кожи от воздействия климатических факторов и солнечных лучей. Оно создает на коже защитную пленку, которая предохранит ее от высыхания и обгорания.

Совет 4: Какова польза витамина С

Аскорбиновая кислота (витамин С) — это водорастворимое органическое вещество, жизненно необходимое для нормального функционирования человеческого организма. Витамином С богаты многие овощи и фрукты. При остром недостатке аскорбиновой кислоты в рационе может возникнуть такая грозная болезнь, как цинга.

Полезные свойства витамина С

Аскорбиновая кислота является сильным антиоксидантом, играющим важную роль в окислительно-восстановительных процессах. Витамин С необходим для образования коллагена, серотонина, нейромедиаторов (адреналина, норадреналина, допамина), синтеза гормонов надпочечников и обмена железа.

Помимо этого, витамин С регулирует свертываемость крови, участвует в процессе кроветворения, увеличивает эластичность и прочность стенок кровеносных сосудов, повышает устойчивость к инфекциям, снижает уровень холестерина, оказывает противоаллергическое действие, выводит из организма ртуть и свинец. Достаточный уровень аскорбиновой кислоты в организме способствует большей устойчивости и усвояемости витамина А, витамина Е, витаминов группы В и кальция.

Витамин С против рака

Согласно результатам некоторых медицинских исследований, аскорбиновая кислота также обладает противораковой активностью. В частности, отмечен противоопухолевый эффект витамина С при злокачественных заболеваниях мочевого пузыря, мозга, поджелудочной железы, слизистой оболочки матки, яичников, толстой кишки и пищевода.

Как отмечают исследователи, для получения противоракового эффекта аскорбиновая кислота должна вводится внутривенно в дозе 200 мг и более в день. При этом данный метод лечения ни в коем случае не является основным в терапии онкологических заболеваний. Лечение витамином С рекомендуется использовать в качестве дополнения к традиционной химиотерапии.

Норма потребления витамина С

Поскольку организм человека не способен синтезировать аскорбиновую кислоту, она должна поступать с пищей. Взрослый человек ежедневно нуждается в 90 мг витамина С, беременные женщины — в 100 мг витамина С, кормящие мамы — в 120 мг витамина С, дети — от 30 до 90 мг витамина С в зависимости от возраста. Курильщикам и людям, испытывающим интенсивные физические и эмоциональные нагрузки, желательно употреблять до 125 мг витамина С в сутки. В повышенных дозах аскорбиновой кислоты также нуждаются пожилые люди и женщины, принимающие оральные контрацептивы.

Источники витамина С

Рекордсменами по содержанию аскорбиновой кислоты являются ягоды шиповника, черная смородина, шпинат, красный болгарский перец и петрушка. Кроме того, витамином С богаты следующие ягоды, овощи и фрукты: облепиха, брусника, садовая земляника, крыжовник, малина, красная смородина, щавель, хрен, помидоры, зеленый болгарский перец, редис, зеленый лук, свежесобранный картофель, цветная капуста, белокочанная капуста, брюссельская капуста, зеленый горошек, апельсины, лимоны, мандарины, дыня, яблоки, киви. Поскольку аскорбиновая кислота разрушается при термической обработке пищи, вышеперечисленные продукты лучше употреблять в свежем виде.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500